Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

И ещё раз о результативности немецких подводных лодок - высокая или низкая?

Опять в комментариях к предыдущей статье возник спор на эту тему. Да ещё обязательно приплетут низкую результативность советских подводников по сравнению с немецкими.

Не будем в который раз вспоминать о качестве советских лодок и их оборудования, особенностях театров, на которых они действовали, и в конце концов количестве.

Разные источники дают немного различающиеся, но в общем схожие цифры. Если СССР имел 267 лодок, из которых в боевых действиях участвовали 170, то в Кригсмарине было около 1150, из которых воевали 965.

Я было замахнулся проследить судьбу всех их командиров, но понял, что труд этот не на один день, их порядка 1400 было, поэтому ограничился фамилиями на А и Б.

Не привожу тех, кто никогда не выходил в боевые походы. По разным причинам, но только на эти две буквы их более двух десятков. Лучше посмотрим, кто выходил в море, но не добился ничего, или ограничился одной победой. Большинство из них погибли, нередко в первом-втором выходе. А кто же потопил столь внушительное количество вражеских судов и кораблей? Получается, именно те, кто умел выживать и совершал более 3-х боевых походов.

В статье Андрея Малеева "Асы и смертники приводится такая статистика: 254 лодки, что составляет порядка 30%, сумели совершить только 1 поход и потопили только 3% вражеского тоннажа. Совершившие 2-3 похода составляют 29% и потопили 15% тоннажа. Выходит, что 82% потопленного тоннажа противника приходятся на всего 40% от всего числа лодок.

А теперь перейдём к конкретным командирам и их лодкам. Для начала те, чей патруль продлился всего несколько дней и окончился гибелью без всякой пользы.

Обер-лейтенант Ульрих Абель, У-193, погиб со всей командой на 2-й день своего первого патруля в качестве командира, не нанеся противнику никакого урона. А за плечами у него было несколько лет в качестве 1-го вахтенного офицера под началом успешных командиров.

Обер-лейтенант Густав Борхардт, У-563, 3 суток.

Лейтенант Ханс Баде имел за плечами 200 суток в патрулях в качестве вахтенного офицера. Прошёл подготовку на командира, погиб со своей У-626 на 7 день первого похода в этом качестве.

Обер-лейтенант Вольфганг Альдергапманн, У-297, 12 дней.

Капитан-лейтенант Герман Бауэр, У-169, 10 дней.

Капитан-лейтенант Вернер Бендер, У-841, 14 дней.

Дальше идут командиры, безрезультатно погибшие со своими лодками, совершившие 1-2 патруля общей длительностью до 50 суток: Ханс Баден, Франц Барш, Хайнц Бекман, Фридрих Берендс, Георг Бассе.

Находившиеся в море до 200 суток в течение нескольких патрулей и ничего не добившиеся: Хуго Бальдус, Дитхельм Балке, выжили. Курт Барлебен, Эрнст Блодов - 2 года, 6 патрулей, всё без толку, погиб. Ханс Блауэрт, Гельмут Блок, Отто Блюм, Вольфганг Бартен, Эрвин Бартке, Ханс Боос - но этот хоть выжил до конца войны, Эберхардт Бопст, Курт Браун, ему было всего 21 год, когда он отправился на своей У-763 в первый и единственный патруль, 36 суток в последние дни войны, выжил.

Клаус Беккер, 4 патруля, 86 дней, безрезультатно. Его У-260 в итоге потоплена, вся команда попала в плен.

Далее Вольфганг Брайнтхаунт, Ханс Брозин, этим выжить было не суждено. Ханс Бёрнер 2 года командовал учебной лодкой У-735, на ней и погиб под английскими бомбами.

Также безрезультатно погибшие Вольфганг Бергер, Конрад Борнхаупт, Герберт Браммер, Ханс Бранс. Курт Бёме выжил. Как и Эрнст Болдуин, сумевший за 4 патруля потопить только наше судно "Революция" , 433 тонны.

Обер-лейтенант Карл Бодденберг, У-963, 7 патрулей, 188 суток в море. 0 успеха. Выжил

Капитан-лейтенант Хайнц Бенциен

-2

9 патрулей, 196 суток в море. Его У-425 погибла со всей командой 17 февраля 1945 года в Баренцевом море.

А кто же чемпионы по длительности безрезультатных походов?

Обер-лейтенант Ханс Бугс, У-629. Два года в командирской должности, 11 походов, в основном коротких, действовал на севере с баз в Норвегии. За 204 суток в море не добился ничего, так и погиб на 2-й день последнего патруля, едва выйдя с нового места базирования в Бресте.

Обер-лейтенант Карл Альбрехт базировался в далёком Пенанге. Его У-1062 до момента своей гибели в море совершила 2 безрезультатных патруля общей продолжительностью 207 суток.

А сколько надо находиться в море, чтобы утопить шхуну водоизмещением 146 тонн и повредить два судна покрупнее?

Капитан-лейтенант Ричард Беккер доказал, что для этого хватит всего 372 суток. Столько он потратил на свои 8 патрулей. Зато выжил и дотянул аж до 2000 года

-3

Карл Борн несколько отстал от него. Совершив 8 патрулей продолжительностью 230 суток, он сумел победить советский пароход "Щорс", подорвавшийся на поставленной Борном мине у пролива Югорский шар

-4

А Борн сумел дожить до 1995 года.

Гюнтер Ла Баум, командовал У-355 с 29 октября 1941 года по 1 апреля 1944-го. Приличный срок, совершил 9 патрулей длительностью 211 суток. Сумев потопить лишь одно судно, погиб со всей командой.

Другие командиры, сумевшие потопить только 1 корабль или судно:

Хайнц Бедун, 45 дней в море, погиб со всей командой на своей У-25, потопив лишь 1 корабль, но какой - 11 000 тонн. Правда это было в июне 1940 года, ещё раздолье для немецких подводников

-5

Фридрих Альтмайер, 121 день в море, HMCS Chebogue (K 317).

Герберт Брюннинг, 4 патруля, 185 дней, 1 судно в 2125 тонн.

Вильгельм Брауэль, 153 дня, 1 судно.

Рудольф Бальтц, 129 дней, 1 судно, правда приличное, 4800 тонн

-6

Арендт Бауэр, 1 судно. Его У-131 была потоплена экипажем 17 декабря 1941 года. В этом единственном боевом выходе, вся команда попала в плен. Но произошло это в отчаянном бою с кораблями и авиацией противника. Это была первая лодка, сбившая самолёт во 2-й Мировой войне. Жаль, фото его не нашёл.

Несколько отдельных историй о выживших.

Капитан-лейтенант Тило Боде. На подводном флоте с октября 1942 года. 30 сентября 1943 года стал командиром У-858.

-7

До конца войны совершил 2 патруля продолжительностью 173 дня. Никого не потопил, никого не повредил. 14 мая 1945 года сдал свою лодку У-858 в Кейп-Мей, штат Нью-Джерси. Дожил аж до 2014 года.

Фрегаттенкапитан Хайнц Бёке с 15 июня по 20 сентября 1942 года (98 дней в море) патрулировал в Карибском море. Безрезультатно. По возвращению был отстранён от участия в боевых действиях, так как оба его брата были убиты и он остался единственным сыном в семье. Продолжил службу на штабной работе. Конец войны встретил в звании капитана 1 ранга.

Ну вот, это командиры с фамилиями на первые две буквы алфавита. Сколько было неудачников с фамилиями на остальные двадцать букв - слишком долго перечислять.

А в заключение об одном успешном командире.

Корветтенкапитан Хайнрих Бляйхродт отправил на дно 24 транспортных судна, 1 военный корабль и повредил 2 судна. Всё это он совершил за 8 патрулей общей продолжительностью 405 суток. Хватило бы на десяток выше перечисленных.

-8

Только надо знать, что своих успехов он достиг до января 1943 года, того года, когда счастливое время немецкого подводного флота закончилось.

Так вот, когда он находился в море, пришло радиосообщение о награждении его за достигнутые успехи Рыцарским крестом. Это было в октябре 1940 года. И он заявил, что не наденет награду, пока такую же не получит его 1-й вахтенный офицер Рейнхардт Зурен.

-9

Потому что именно Зурен руководил всеми атаками в надводном положении лодки и половина успеха принадлежала ему. Что ж , 3 ноября Зурен стал первым из вахтенных офицеров, награждённых Рыцарским крестом.

В дальнейшем Бляйхродт стал обладателем Дубовых листьев к своему кресту, но Зурен превзошёл его, - став командиром, получил помимо Дубовых листьев и Скрещённые мечи.

Первый дожил до 1977 года, а второй до 1984-го.

***

Ещё одна интересная тема: Случаи, когда подводная лодка погибла, а её командир - нет. И наоборот

.................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь