Найти тему

Коллекторы звонят из-за чужого долга. Как себя вести?

Оглавление

Доказать, что ты не Слон иногда бывает очень сложно. Особенно, если собеседник убежден в том, что у тебя есть хобот и большие уши. Его можно понять: он каждый день разговаривает со Слонами, те врут и представляются Зебрами или Жирафами. Как ему после бесед с такими парнокопытными поверить честному не Слону?

Можете заливаться Соловьем, рычать Тигром, включать Мартышку – легче не будет. Для собеседника вы по-прежнему Слон. Чтобы не рвать на себе шерсть и выйти из этого зоопарка, предлагаем изучить «План эвакуации из коллекторского ада», который покажет, как действовать.

Коллекторы принимают вас за другого

Вы приобрели новую сим-карту или установили стационарный телефон. На новые номера настойчиво звонят коллекторы: вас называют чужим именем, требуют погасить долг, рассказывают о последствиях и в прочих извращенных формах портят настроение и спокойную жизнь.

Как вести себя, если вам не верят, игнорировать больше не получается, а добрый и богатый русский язык не помогает?

1. Получите от оператора максимум информации:

  • название коллекторского агентства, адрес местонахождения, имена и должности сотрудников, которые звонят по «вашему» долгу. Коллектор обязан полностью представиться в начале диалога, а по вашей просьбе еще и повторить все контактные данные;
  • наименование организации, где был сделан заем. Не говорите о том, что долг не ваш. Скажите собеседнику, что не можете вспомнить, о кредите какого банка идет речь, уточните номер договора и какие суммы в нем указаны.

2. Действуйте через банк, который выдал заем.

  • Напишите письмо о том, что на ваш номер поступают звонки от коллекторского агентства, которое принимает вас за другого абонента. Они требуют оплаты по кредиту, хотя вы его не брали.
  • Попросите удалить ваш номер (обязательно укажите сам номер) из баз данных банка и базы коллекторского агентства, если долг по кредиту уже продан. Банк может самостоятельно связаться с коллекторами или предоставить вам контактную информацию об агентстве.
  • Предупредите, что если ответ не предоставят, вы обратитесь с жалобами в регулирующие организации (Роскомнадзор и ЦБ РФ). Для банка жалобы не страшны, но тратить время на разбирательства они не захотят.
  • Отправьте заказное письмо с описью вложения. Это позволит узнать дату, когда документы доставят. Либо принесите 2 экземпляра письма в приемную банка: один секретарю, а второй, на котором поставят дату и отметку о получении, для себя. От этого числа либо от числа из почтового уведомления начинает течь тридцатидневный срок. В течение этого времени вам обязаны ответить.
  • При идеальном сценарии банк все сделает через свои каналы. С его стороны уже нарушен закон «О персональных данных». Фамилию и имя должника вы, как посторонний человек, знать не должны. Этот факт будет интересен Роскомнадзору. Также нарушается закон «О банках и банковской деятельности»: а это уже по части ЦБ РФ.

3. Подружитесь с коллекторами. После того как основная информация будет получена, сообщите операторам, что предоставите документ, который подтверждает вашу чистоту перед ними:

  • запросите в банке справку об отсутствии у вас кредита;
  • заказным письмом отправьте один экземпляр с заявлением об удалении вашего номера из базы в коллекторское агентство.

4. Если вы сделали все, но звонки не прекратились, и вас по-прежнему называют Слоном, собирайте:

  • все почтовые уведомления;
  • копии справок и писем, которые вы писали;
  • копии распечаток звонков поступивших на ваш номер (не забудьте оставить себе оригинал) –

и пишите заявление в полицию или прокуратуру.

Коллекторы звонят, если вы — родственник должника

Вдруг, откуда ни возьмись, объявился коллектор. И не просто так, а потому что вам повезло, и вы родственник дяди, которого в глаза не видели или видели, но предпочли не родниться. Как быть, если звонят из-за долгов членов семьи?

В июне 2021 года в закон «О коллекторской деятельности» были внесены правки, которые защищают нервную систему третьих лиц:

  • Звонить родственникам должника можно только при наличии их письменного согласия. Если дядя взял кредит без ваших советов и напутствий, то это только его дело. Вы не имеете к нему никакого отношения и пояснений давать не обязаны.
  • Звонить мужу/жене, если те не давали согласия нельзя. Ни в горе, ни в радости — нельзя.
  • Родственники имеют право отозвать свое согласие на общение с заемщиком (банком или коллекторами) в любой момент. Когда-то помогли дяде и поставили свою подпись в документе, а теперь поняли, что нервы дороже? Пишите в банк или коллекторскую компанию и отзывайте согласие. Схема прежняя: заказное письмо или обращение напрямую в приемную (с печатью о получении документа на вашем экземпляре).

Не обошлось малой кровью? Обращайтесь в ФССП и полицию. Приложите копии обращений, которые вы направляли кредиторам и почтовые уведомления, себе сделайте еще один экземпляр.

Коллекторы звонят вам, если вы — наследник должника

Каждый мечтает о неожиданном наследстве богатой тети. Но не каждый знает, что если у этой тети были кредиты, то они перейдут по наследству вместе с ее состоянием. Какие подводные камни ожидают наследника?

  1. Кредиты умершего наследуются после вступления в наследство. До этого момента кредиторы не имеют права вам докучать.
  2. Наследники обязаны выплачивать долги, но их сумма не может быть больше стоимости наследства.
  3. Ознакомьтесь с кредитным договором, возможно в нем есть пункт о страховании жизни заемщика. В таком случае расплачиваться по долгам будет страховая компания.
  4. Проверьте срок исковой давности. В соответствии с Гражданским кодексом он составляет 3 года с момента последней оплаты по кредиту. Наследование не продлевает исковую давность.

Прежде чем принимать наследство, взвесьте все «за» и «против». Не исключено, что вы откажетесь от таких «подарков».

Коллекторы звонят вам, если вы — контактное лицо

Для заключения кредитного договора банк просит заемщика указать контактных лиц. Эта информация необходима для поиска плательщика, если он пропадет и перестанет оплачивать кредит. Никто не проверяет контактных лиц, которых заемщик указывает. Это могут быть знакомые, коллеги, соседи, а также любые имена и фамилии с придуманными номерами. Как себя вести, если вы попали в такой список «контактных»?

  1. В соответствии с Федеральным законом № 230 разглашать суммы задолженностей, условия выплат и пр. третьим лицам запрещено. Поэтому, если вам звонят, называют цифры и размер просрочки должника – это уже нарушение закона.
  2. Уточнить у вас контакты заемщика коллектор имеет право. Если вы не общаетесь с должником и не можете сказать, где он находится, сообщите об этом.
  3. Попросите не звонить вам, так как вы не имеете отношения к кредитному договору и согласия на сбор персональных данных не давали.
  4. Если вы можете, свяжитесь с должником. Сообщите о том, что его ищут. Попросите написать заявление и отозвать ваш номер из списка контактных лиц.
  5. Если коллекторы позвонят снова, уточните адрес их местонахождения или электронную почту. На эти адреса напишите письмо с отказом от взаимодействия и оставьте себе копию.

Если звонки продолжают поступать, обратитесь в полицию. Копия вашего отказа послужит дополнением к заявлению. Требовать что-то от вас никто не имеет права. Вы не обязаны проводить розыскные работы и тем более отчитываться об этом.

Коллекторы звонят вам, если вы — поручитель

Тяжело отказывать друзьям, особенно если с ними прошли «огонь, воду и медные трубы». Поручиться перед банком? Пожалуйста! И вот вы уже поручитель, который добровольно поставил свою подпись в официальном договоре. Что это значит – подробно расписано в параграфе 5 Гражданского кодекса. Вот основные моменты:

  1. Друг прекратил выплачивать заем? За него это обязаны делать вы.
  2. Основной заемщик пропал, и позвонили коллекторы? Отправляйте их в суд, вам необходимо судебное заседание.
  3. Пришла повестка? Не игнорируйте, собирайте документы и идите. Возьмите справку о доходах, свидетельства о рождении детей, супругу в декрете и бабушку, которые находятся у вас на иждивении. Ваше присутствие и такой внушительный «пакет» доказательств помогут получить оптимальный график погашения кредита.
  4. Сколько платить? Просроченный кредит придется оплачивать в полном объеме плюс проценты, пеня за просрочку и судебные издержки.
  5. А если забить? Тогда ждите прихода приставов. При отсутствии выплат по судебному решению поручителя карают:
    • блокируют счета;
    • снимают до 50% от заработной платы;
    • запрещают выезд из страны;
    • лишают имущества.
  6. Как вернуть свои деньги? Сохраняйте все документы, договоры, судебные решения и квитанции об оплате. Если приятель не вернет вам деньги добровольно, подавайте иск о компенсации затрат. Теперь права кредитора по закону ваши.
  7. Заемщик умер, и долги перешли к наследникам? Если в кредитном договоре нет условия о том, что вы отвечаете за нового должника – поручительство завершается. Такая запись имеется? Значит, отношения продолжаются, но в пределах стоимости наследства.

Дружба проверяется поступками. И только вам решать, какие из них приемлемы, а какие нужно хранить в личных кошельках.

Когда и куда жаловаться на коллекторов?

Деятельность коллекторов законна и правомерна. Но не все их поступки проходят в рамках законодательства. Нормы, которыми ограничена работа коллекторов:

  1. Разрешено звонить:
    • в рабочие дни с 8:00 до 22:00 по местному времени должника;
    • в выходные и праздничные дни с 9:00 до 20:00;
    • 1 раз в сутки;
    • 2 раза в неделю;
    • 8 раз в месяц.
  2. Имеют право:
    • отправлять письма, текстовые и голосовые сообщения;
    • напоминать о задолженности;
    • предупреждать о последствиях, но не угрожать.
  3. При звонке и в сообщении обязаны:
    • представиться;
    • назвать кредитора, от чьего имени совершают звонок;
  4. Категорически не имеют права:
    • скрывать номер телефона и свои рабочие адреса;
    • унижать и оскорблять собеседников;
    • оказывать психологическое давление;
    • вводить в заблуждение неверной информацией;
    • представляться сотрудниками государственных органов;
    • сообщать информацию о долге третьим лицам, использовать публикации в СМИ;
    • применять физическую силу в отношении физического лица и его имущества;
    • угрожать и запугивать.

Если вы видите нарушения – пишите жалобы:

  • на банк или МФО, которые обязаны сообщать о передаче долга коллекторам – в Центробанк;
  • на коллекторское агентство – в Роспотребнадзор, ФССП и НАПКА;
  • на мошенников – в полицию.

Теперь вы знаете, что отвечать, когда ищут Слона, где выход из зоопарка и как не попасть в клетку со Львами. Покупайте мороженое и готовьтесь. В следующий раз пойдем в цирк.