На днях меня спросили, почему я не добавлю к своим курсам ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач. С помощью методов ТРИЗ изобретатели разрешают противоречия: автобус должен быть одновременно длинным, чтобы вместить больше пассажиров, и одновременно коротким, чтобы быть маневренным на дорогах. ТРИЗ находит решение такого противоречия — автобусы с гармошкой или двухэтажные.
Я сразу же подготовила длинную отповедь на тему, почему не хочу преподавать ТРИЗ детям. Во-первых, ТРИЗ — это не волшебная палочка и ключ к решению всех задач, а только набор методов как думать. Эти методы направлены на преодоление инертности мышления, которая у детей выражена гораздо слабее, чем у взрослых, мозги которых привыкли ездить по одним и тем же рельсам. Поэтому если и преподавать ТРИЗ, то взрослым. А во-вторых, ТРИЗ размывает математические границы.
У меня были дети-тризовцы, которые решали олимпиадные задачи методами ТРИЗ. Например, в задачах на переправы, где нужно переправить волка, козу и капусту, дети предлагали повалить дерево и переправиться по нему или привязать капусту ко дну лодки. Оригинальный подход — это хорошо, но не тогда, когда в задаче четко обозначены математические рамки.
Пока я формулировала мысль о том, что ТРИЗ в математике только вредит, я поняла, что научить ребенка мыслить нестандартно — это тоже важная задача. Научить мыслить творчески сложнее и полезнее, чем научить детей соблюдать математические рамки. Кроме того, на занятиях я сама использую элементы ТРИЗ, просто называю их набором способов думать. Я всегда учу детей помнить, что решение можно повернуть, растянуть или сократить в 2 раза.
Я обучаю детей использовать не типовые алгоритмы, а идеи, которые помогают решать задачи на самые разные темы. Эти идеи я собрала в специальную тетрадь, которая пригодится ребятам и в кружке, и на олимпиаде, и на школьных уроках. Не обязательно предметно изучать ТРИЗ, чтобы научиться думать нестандартно. Этому мы и учимся на уроках олимпиадной математики.
Больше математических интересностей в моем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
#триз #математика для детей #головоломки для детей #загадки и головоломки #математика #олимпиадные задачи #изобретательство