Найти тему
Валерий Грачиков

Алексашка Меншиков как громоотвод для недовольства

Представьте себе год примерно 1710-й.

Приходит какой-нибудь офицер – из «Птенцов гнезда Петрова» или из старой знати, может, даже из Долгоруковых или Голицыных к Петру Алексеевичу и обращается к тому с просьбой:

- Государь, столько лет в походах, издержался, истрепался, не пожалуешь деревенькой за долгие труды?!

Или

- Не отпустишь домой на год-другой.

Или

- Не простишь недоимки, не пожалуешь деньгами?!

У царя можно ведь много чего попросить.

И Петр Алексеевич, добрая душа (если вовремя подойти), от всей широты сердца отвечает:

- Конечно, друг мой милый. Вообще никаких проблем. Пожалую тебе, все, что хочешь. Только знаешь, люди мы с тобой служивые. А сейчас в походе находимся. И понимаешь, какое дело. Я то по званию – всего лишь генерал-поручик. Ты поди к Меншикову, он фельдмаршал и я без него решить дело не могу – в армии он должен приказы отдавать. А я ему намекну, чтобы он для тебя все сделал.

И идет офицер к Меншикову. А тот начинает на него орать:

- Ты что сдурел? Какие деревни. Нет у государя лишних деревень. И в отпуск некогда ездить, шведа еще не разбили. Государь от армии который год не отлучается, а ты куда собрался?!

И офицер уходит не солоно хлебавши или опять идет к царю и говорит ему про то, что Меншиков царские приказы не слушает. Петр Алексеевич раздувает щеки, громко «сердится» на Алексашку, обещает дать ему окорот… И все остается также как и было.

Только царь – хороший, а Меншиков – плохой.

Вы скажете, так не бывало? Бывало и не один раз.

Датский посланник прямо писал в Копенгаген:

«Когда царь не хочет заплатить заслуженного содержания какому-либо офицеру или не хочет оказать ему защиты, то говорит, что сам он всего генерал-лейтенант, и направляет офицера к фельдмаршалу князю Меншикову; но, когда проситель является к князю, последний уже предупреждён и поступает так, как ему кажется выгоднее. Если бедняк снова идёт к царю, то его величество обещается поговорить с Меншиковым, делает даже вид, что гневается на князя за то, что нуждающийся остаётся без помощи, но всё это одно притворство…»

Вообще, если посмотреть внимательно на тандем Петра и Меншикова, то складывается такое ощущение, что они «поднимая Россию на дыбы» лихо разыгрывали тандем из хорошего и плохого. Все плохое, все неприятное брал на себя Данилыч. А царь был хорошим и справедливым. Крутым, но все плохое ему же Алексашка насоветовал. А так Петр Алексеевич хороший.

И, наверное, если бы все пошло совсем плохо, Петр не задумываясь отправил Меншикова в козлы отпущения. Потому что его не любила ни старая знать, за то, сколько власти себе забрал безродный выскочка. Ни новая – за то же самое, потому что Меншикову позволялось больше всех.

Потому и позволялось, потому что спрос был больше. И знал Петр, что Алексашка расшибется, а сделает. Потому что если не сделает, то его голова и слетит первой. Но у него такого не бывало, чтобы не сделал. И первую победу в правильном сражении одержать, и Петербург построить, и денег добыть, и в огонь и воду впереди царя отправиться – Александр Данилыч везде был мастер. Но самое главное – работал отличным громоотводом недовольства. И когда Петра и Екатерины не стало не смог долго продержаться. Ушла эпоха.

----------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы сможете, только подписавшись на канал.