Найти тему

Писательская прокрастинация, или как заставить себя работать

Да, друзья, писательство - это тоже работа. И как всякая работа, на короткой дистанции она кажется легкой, беззаботной и дарящей радость. Но со временем, если вы пишите не для души, а намерены зарабатывать или серьезно развиваться, выясняется, что на это уходит непомерно много времени, моральных и физических сил, а еще самоорганизации и нешуточных компромиссов с личной жизнью.

Проще всего на каком-то этапе плюнуть и перестать писать вовсе. Сложнее - взяться pа организацию. Ещё сложнее, перестать прокрастинировать и заставить себя работать.

Как это сделать? Я не зря провел аналоги с обычной работой, ибо в писательстве, помимо пресловутого вдохновения, работают те же инструменты, как и в офисе или на производстве. По крайней мере, я поработал на многих работах (простите за тавтологию) и могу поделиться личным опытом.

Делите задачу

Иногда написание текста кажется слишком громоздкой задачей. Вы не готовы вот так сразу взяться на работу над трехтомником или даже рассказом на два авторских листа. Вам кажется, что это слишком долго и трудно.

Попробуйте разделить задачу на множество мелких этапов. Это старый прием тайм-менеджмента, который часто называют "Как съесть слона". Суть в том, что большая задача кажется невыполнимой, а у задач поменьше есть измеряемая цель. Например, за неделю можно написать одну главу. Или за выходные придумать и расписать определенную сцену. Достижение небольшой цели мотивирует браться за следующую, а потом ещё и ещё. Сами не заметите, как напишете бОльше, чем хотели, потом придется сокращать.

Главное, не возиться с маленькой целью слишком долгое время. Это вызовет обратный эффект: устанете, закопаетесь, бросите, да ну его нафиг.

Двигайтесь мелкими шагами

Этот совет напрямую следует из предыдущего. Написать роман хочется как можно быстрее, но практика показывает, что рано или поздно автор попросту перегорает, так и не достигнув нужного результата. Если каждый день писать по три авторских листа, то усталость накроет в самый неподходящий момент. А еще эмоциональное выгорание и разные новомодные штуки с психикой... Что делать?

Двигаться не слишком быстро. Знаете, как в беге. Если вы никогда в жизни не бегали, то лучше всего начать с короткой тренировки, где бег будет занимать пять минут из двадцати (а остальное время просто идите быстрым шагом). Далее нагрузка повышается, но всегда нужно бегать так, что бы вам было комфортно. Не гнаться за мгновенным результатом.

Попробуйте установить минимальную планку написанного за день. Придерживайтесь его. Выработайте привычку. Потом увеличивайте планку так, чтобы не испытывать нервозности или не ощущать усталости. Помните, что процесс должен нравиться.

(если только это не дедлайновый проект за большие деньги, тогда ладно!)

Вдохновения не существует

Окей, ритм и темп работы усвоили. Но мы ведь люди творческие. Нам нужно вдохновение. Собрались мы написать сегодняшнюю норму, а не прёт. Вот нет вдохновения и всё. Что делать?

В первую очередь, попробуйте убедить себя, что вдохновения не существует. В том значении, в котором его принято описывать. Вдохновение помогает, когда вы УЖЕ настроены работать. А без настроя у вас один выход - открывайте чистый лист бумаги и приступайте к разгонам.

Разгоны

Отсутствие вдохновения, это самая популярная отмазка. Ею можно прикрыть вообще всё. Много работал - нет вдохновения. Много спал на выходных - нет вдохновения. Выгуливал собаку, съел пончик - нет вдохновения. Иными словами, этой фразой зачастую можно описать лень или усталость.

А когда человеку лень, он нажимает на невидимый рычаг тормоза в голове и ни в какую не может заставить себя начать писать. На самом деле, это проблема. Иногда можно часами сидеть перед листом бумаге и не написать вообще ничего. В голове будет крутиться тупая мысль об усталости и отсутствии вдохновения.

Но ведь написать "хоть что-то" это лучше, чем "ничего", верно?

Тогда за дело и берутся разгоны. Представьте, что можно не просто снять мозг с ручника, но и придать ему ускорение.

Совет простой: просто начните писать. О чём угодно. Свои мысли, заметки, дневник, переживания, пересказ статьи или какой-нибудь истории. Не устанавливайте границ. Просто пишите.

На своей практике скажу, что через пять-десять минут подобного потока сознания мозг начинает заводиться. Приходят свежие идеи, мысли, хочется вернуться к тем наработкам, которые сейчас важны. И вот тогда можно открывать нужный текст и начать полноценную работу.

Не ищите идеальных условий

Этот совет тоже относится к вдохновению, но с другого ракурса. Многие авторы ищут идеального момента, чтобы начать творить. То кофе у них слишком холодный, то свет из окна падает не под тем углом, то надо соблюсти определенный ритуал, после которого обязательно напишется что-то гениальное... На деле, ритуалы и поиск идеальных условий только тратят время. Идеальное время и место - это когда вы сели и начали писать. Неважно где и когда. Вспомните пресловутый пример Джоан Роулинг, пишущую книгу на салфетках в кафе. Или Стивена Кинга, написавшего "Ловца снов" от руки, когда он был прикован к кровати после аварии.

Да, и еще говорят, что привычка вырабатывается через двадцать один день постоянных повторений. Попробуйте.

Сначала самое сложное

Этот совет подходит к тем, кто никак не может взяться за работу из-за сложностей. Вы хотите написать исторический роман о первой мировой, но плохо разбираетесь в истории начала двадцатого века. И всё. Вы либо никогда не возьметесь за материал, либо... попробуйте проработать тему, которая кажется вам самой сложной. Возьмитесь за то, без чего вашего романа вообще не будет. Потратьте время на самую непреодолимую цель. И когда вы ее преодолеете, то поймете, что дальше идти будет сильно легче.

Сначала самое лёгкое

Противоположный совет работает с написанием сложных сцен в романе. Можно прекрасно писать много тысяч знаков до определенной сцены, которая вдруг заставит вас застыть на месте. Это может быть слишком скучная сцена, или требующая больше знаний, или просто сюжетный тупик. Попробуйте оставить его и начать писать дальше. Вернитесь, когда посчитаете, что уже достаточно "созрели", чтобы написать так, как надо. Срабатывает не всегда, но помогает преодолеть ступор.

Займитесь планом - и только потом текстом

Ну и еще один совет. Если уж совсем никак не пишется и ни один способ не срабатывает, попробуйте заняться планом книги. Почитайте ваши заметки, погрузитесь в эпизоды, главы, характеры персонажей. Вы почувствуете процесс, вам захочется написать что-то из того материала, который вы сейчас изучаете. Это почти тоже самое, что разгоны, только инструментом выступает не писание, а чтение.

Если вы заметили, большинство советов сводится к тому, чтобы обмануть свой мозг и заставить его работать. Увы, наш мозг ленив и не любит тратить энергию просто так. Поэтому, если уж вы взялись творить, будьте готовы к тому, что придется вести борьбу прежде всего с самим собой.

А у вас есть какие-то интересные приемы для победы над писательской прокрастинацией?