Найти в Дзене
Pruffme

Как вовлечь студентов в онлайн-занятие, используя интерактивную доску

Оглавление

Эта статья будет полезна преподавателям, которые хотят повысить эффективность онлайн-обучения и улучшить коммуникацию со студентами.

Мы попросили людей из креативной индустрии поделиться механиками, которые помогают им выстраивать работу и общение с коллегами, заказчиками и студентами в режиме онлайн. Они рассказали, как механики работают для их задач, а мы посмотрели, как они будут работать для преподавателей и студентов.

Лена Моисеева, иллюстратор.

Лена поделилась четырьмя способами использования интерактивной доски: карта ассоциаций, построение задач, квизы и доска с референсами.

  1. ассоциативная карта (mind map)

Карта ассоциаций полезна тогда, когда необходимо придумать нестандартные решения или выстроить логические взаимосвязи. Процесс довольно простой и интересный: напишите ключевое слово на доске и начинайте строить от него ассоциации, к получившимся ассоциациям присоединяйте их ассоциации. Так, после нескольких ответвлений перед вами возникнет огромная карта с множеством идей и мыслей, которые можно по разному комбинировать и соединять.

Важно: если вы со студентами ищите небанальные решения, не ограничивайте себя и студентов, разрешите мозгу свободно формулировать мысли, даже самые безумные, на первый взгляд.

Как используя я. Я использую эту механику для поиска дополнительных смыслов. В иллюстрации мне часто нужно затронуть не первый (банальный) уровень ассоциаций, а второй или третий. Или объединить несколько в сюжет.

Вот моя карта ассоциаций, где изначальным словом было комар. Я соединила его с ассоциацией “вампир” и добавила чеснока, плюс немного ассоциаций с кровью на заднем плане. Получился противоречивый, но прикольный сюжет.

Карта ассоциаций.

Использование ассоциаций для придумывания иллюстрации.
Использование ассоциаций для придумывания иллюстрации.
-3

Как использовать вам.

Первый способ. В конце либо в начале занятия постройте карту с ключевыми словами урока. Так студентам будет проще запомнить информацию, потому есть структура и визуальное отображение.

Еще эффективнее предложить студентам самим в конце занятия записать мысли по теме, которые они смогли запомнить. Они сами всеобщими усилиями создадут конспект, который пригодится при подготовке к экзамену.

Карта ассоциаций по теме ВВП
Карта ассоциаций по теме ВВП

Второй способ. Используйте карту ассоциаций, чтобы обсудить книгу или статью. Оформите вместе со студентами конспект, построив логические цепочки между тезисами, доказательствами и примерами (здесь можно разбавить карту картинками). Возможно это будут связи между героями, если это художественная книга, или доказательства к методам, если это статья по маркетингу.

Карта ассоциаций героев "Преступления и наказания".
Карта ассоциаций героев "Преступления и наказания".

Третий способ. Подойдите к разработке плана курсовой или дипломной работы креативно. Возьмите тему, разделите ее на подтемы и начните вместе со студентом подбирать самые разные ассоциации. Вполне вероятно вы дойдете до нестандартного подхода, чем поднимете ценность работы и заинтересованность студента.

  1. постановка задач

На интерактивной доске можно не только креативить, но и отражать организационные моменты, например структуру урока, экзамена или курса. Прямо на доске студенты могут оставлять обратную связь и вопросы.

Как используя я. В одном из крупных проектов по проведению серии мастер-классов я готовила визуальный материал для обучающихся. Мы с заказчиком задействовали доску, где собирали референсы, рисовали последовательности и на ней же обсуждали возникающие вопросы.

-6

Что понравилось:

  • ничего не потерялось в процессе обсуждения
  • доска нагляднее, чем текст в документе
  • больше возможности для креативных решений
  • минимизация времени на выполнение

Как использовать вам.

Нарисуйте структуру урока, курса или экзамена на интерактивной доске, используя фигуры и стикеры, и не забудьте оставить свободное место для вопросов студентов. Студенты всегда смогут вернутся к этой доске и сориентироваться по темам и структуре, поэтому количество однотипных организационных вопросов сократится.

3. референсы

Мне как иллюстратору приходится постоянно собирать референсы (примеры), чтобы поймать настроение заказчика и его желания. Раньше для этой задачи я использовала Pinterest, но вместе с папкой из Pinterest мне нужно было кидать клиенту отдельный документ с комментариями.

Как-то я попробовала интерактивную доску для сбора примеров и мне понравилось. Очень удобно, когда и комментарии, и изображения, и обсуждения происходят в одном месте, значительно экономит время.

Как использовать вам. Референсы - это не только для дизайнеров и иллюстраторов, преподаватели тоже могут включить эту механику в свои онлайн-занятия. Например, с помощью референсов вы можете показать студентам как стоит оформлять презентацию для выступления, а как не стоит. Если вы обучаете маркетингу или рекламе, можете показать, какие фотографии эффективны в рекламных креативах, а какие опасны.

Вы можете даже запустить голосование на лучший референс. На Pruffme, например, есть такая функция, которая позволяет включить голосование к любому элементу на доске. Включаете эту функцию на каждом примере, и студенты решают, какой референс больше подходит для поставленной задачи.

Референсы презентаций
Референсы презентаций

4. квизы

Интерактивная доска идеально подходит для проведения различных игр, чтобы поднять вовлеченность студентов и устроить перерыв посреди тяжелой темы.

Когда все ушли на удаленку, нам с коллегами понадобилось пространство для обсуждения. Чат оказалась неудобным, тяжело в ограниченное время его листать, поэтому мы использовали доску. Делали скрин вопроса, так как в конце можно было еще к нему вернуться, быстро накидывали идеи, а затем обсуждали голосом.

-8

Как используя я. Сейчас поясню, как мы это реализовали. Кто-то из коллег копировал вопрос, например, из известной игры “квиз-плиз” и закидывал на доску. Затем каждый писал свой вариант на своем стикере. Если большинство отдали свой голос за один ответ, мы даже не обсуждали, шли дальше. Если мнения разделялись, мы проводили дискуссию.

Кстати, мы после пары игр без доски заметили, что несколько человек отмалчиваются и не участвуют в обсуждении. Поэтому формат доски удобен еще тем, что все принимают участие и делятся своим мнением.

Как использовать вам. Креативными (игровыми) механиками для онлайн-занятий с вами поделятся Ольга Шишкина и Никита Харьков.

Ольга Шишкина, основатель школы креатива Controforma.

Ольга сначала посоветуют как вовлечь аудиторию в онлайн-занятие, а затем уже расскажет подробно про креативную механику.

Как вовлечь студентов в урок на онлайн-обучении?

  1. используйте интерактивные доски

Интерактивные доски - самый эффективный способ вовлечения, на мой взгляд. Они позволяют взаимодействовать со студентами в режиме реального времени. Например, вы задаёте тему, по которой студенты пишут свои идеи и решения на доске, а затем совместно определяете самые нестандартные и интересные ответы.

2. включайте камеру и звук и мотивируйте студентов сделать тоже самое

Включение камеры и звука - прямой путь к активному участию в онлайн-занятии. Так студенты будут более предрасположены к общению с преподавателем и сокурсниками, потому что приятнее общаться с человеком, если ты его видишь.

Именно лектор должен проявить инициативу и предложить обучающимся включить камеру со звуком. Но ни в коем случае не следует заставлять, все-таки это должно оставаться выбором каждого.

3. чередуйте практику и теорию

Преподаватель должен помнить, что он не один в вебинарной комнате, есть еще аудитория, с которой нужно взаимодействовать. Не стоит бесперебойно читать лекцию на час, ведь желаемого эффекта тогда она не принесёт.

Человек способен воспринимать информацию в пассивной форме не более 15 минут, поэтому важно отвлекаться от теоретической части занятия и взаимодействовать со студентами. Это взаимодействие может быть разным: вопрос о том, всё ли понятно, небольшая задачка или дискуссия.

Какую креативную механику могут использовать преподаватели на онлайн-занятиях?

Предлагаю попробовать карточки Triggers. Они состоят из наводящих вопросов, которые помогают придумать нестандартные идеи, убирая тем самым креативный ступор. Их вы можете найти как бумажном, так и в цифровом формате.

Давайте рассмотрим сразу на примере, как они работают.

У вас есть вопрос к аудитории - как может выглядеть интернет-магазин для домашних животных. Вы берете первую карточку из колоды Triggers и выписываете вопрос из нее на интерактивную доску. Допустим, вам выпал такой: “А что если это будет вне гравитации?”. Задали вопрос, предложите студентам ответить на него в течении 1 минуты (не забудьте поставить таймер). Когда таймер зазвонит, обсудите ответы и вытаскивайте следующую карточку.

В конце получится большое поле идей. Вы можете обсудить каждую, а можете предложить студентам проголосовать за лучшие. Студентам, предложившим самые лучшие идеи, можно сделать приятный бонус.

-9

На самом деле, когда ты владеешь большим количеством креативных механик, они переплетаются в твоей голове. При работе ты используешь их вместе - соединяешь преимущества одной механики с преимуществами другой. Тогда и интереснее, и результат лучше.

Никита Харьков, преподаватель высшей школы “Среда обучения”

Как вовлечь студентов в урок на онлайн-обучении?

Я советую попросить всех студентов включить камеры или хотя бы микрофоны, чтобы общение, обратная связь и вопросы были более динамичными. Так создастся ощущение живого присутствия на лекции.

Если же ответы на вопросы преподавателя поступают в письменной форме, то появляются длинные паузы. Преподаватель ждет ответа студентов и не знает – намерены ли они вообще отвечать или можно продолжить лекцию.

Какую креативную механику могут использовать преподаватели на онлайн-занятиях?

На курсе по «Креативу» мы со студентами играем в «угадайку». Я показываю необычный рекламный постер, закрывая рекламируемый продукт и прошу угадать — что рекламируется.

А в конце курса делаю дизайн упаковки продукта онлайн и спрашиваю студентов совета по цветам, шрифтам и мы вместе придумываем рекламный слоган для продукта.

Угадайка нужна для «раскрепощения» аудитории, чтобы с помощью игры студенты перестали стесняться отвечать во время лекции или задавать вопросы. Это механика помогает лучше воспринимать предмет и настраивает на позитивное отношение.

Вместо неё можно попробовать другие виды игр по типу квизов, викторин, но с соответствующей тематикой заданий.

Вот рекламные креативы, которые я показываю в этой игре своим студентам.

-10

Резюме.

Интерактивная доска - мощный инструмент для вовлечения студентов в онлайн-занятия. Используйте её, чтобы:

  1. наглядно информировать о структуре урока, курса или экзамена
  2. устраивать квизы и игры

Кстати, специально для этой задачи на Pruffme появился новый инструмент - квизы. С помощью него вы можете проводить оценку знаний прямо на занятии - создайте неограниченное количество вопросов с неограниченным числом правильных ответов и устройте соревнование среди студентов. На каждый вопрос отведено определенное количество времени, а по окончании квиза пять лучших результатов появятся на экране.

3. строить ассоциативные карты

4. проводить брейнштормы и решать кейсы

5. показывать референсы с комментариями и другое

Сценариев может быть много, так же как и задач. Мы в Pruffme активно популяризируем интерактивные доски для совместной работы студентов и преподавателей среди вузов и колледжей. Поэтому если вы не знаете, как их использовать на своих занятиях, записывайтесь на консультацию, мы вместе придумаем работающий сценарий.