Найти тему
Коминвест-АКМТ

Обзор мусоровозов в России

Мусоровозы – один из самых востребованных видов коммунальной техники. Их доля в общем объеме коммунальной техники России составляет около 35 %. Потребность в мусоровозах ежегодно увеличивается на 5–10 %, соответственно, за год парк пополняется примерно 3–4 тыс. новых машин.

В России производится более 150 моделей мусоровозов, которые различаются по базовому шасси, способу загрузки и выгрузки, массе перевозимого мусора, коэффициенту уплотнения мусора в кузове, а также по конструкции основных элементов оборудования и внешнему дизайну

МСТ-16ПН

Сегодня основными производителями мусоровозов в России являются:

• Коминвест-АКМТ (Тосненский механический завод «ТоМеЗ» г. Тосно, Ленинградская обл.);

• Арзамасский завод коммунального машиностроения (г. Арзамас, Нижегородская обл.);

• Мценский завод коммунального машиностроения (г. Мценск, Орловская обл.);

• Ряжский авторемонтный завод (г. Ряжск, Рязанская обл.);

• Научно-производственный комплекс «КОММАШ» («Москоммаш», г. Москва);

Многолетний опыт работы в области коммунального машиностроения позволил данным компаниям сформировать широкий ассортимент мусороуборочных машин различной конструкции и наполнить рынок современной и функциональной техникой.

Основные критерии выбора мусоровозов – объем кузова и вид загрузки. Объем и масса перевозимых мусоровозом отходов напрямую зависит от грузоподъемности шасси транспортного средства, на котором установлено оборудование. Поэтому все мусоровозы в первую очередь классифицируются по базовому шасси: выделяются малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные модели.

Мусоровозы с задней загрузкой бункера, наиболее популярные в Европе, активно завоевывают свою нишу и в России. Впервые такие машины появились у нас 20–30 лет назад, а сегодня постепенно вытесняют с рынка мусоровозы с боковой загрузкой. Причин здесь несколько: во-первых, у мусоровозов с задней загрузкой конструкция загрузочного устройства имеет бо́льшую надежность; во-вторых, мусор при выгрузке евроконтейнера не высыпается на землю; в-третьих, бункеры таких мусоровозов снабжены прессом для уплотнения мусора с коэффициентом от 3:1 до 6:1, что позволяет вместить большее количество отходов.

Подавляющее количество мусоровозов в России – это машины объемом 15-16тонн и 18-19 тонн. Первые ставят на двухосные шасси полной массой 19-20,5 тонны, а вторые – на трехосные полной массой порядка 25 тонн.

Для улучшения маневренности во дворах тяжелые мусоровозы иногда оборудуют задней поворотной осью, но эта возможность доступна только на шасси европейского производства. На трехосные шасси часто ставят мусоровозы, оборудованные портальным захватом для погрузки крупногабаритных отходов из контейнеров объемом 6 и 8 л.

В городах, где преобладает застройка XIX или начала XX в., с низкими арками и узкими улицами, пользуются спросом машины на относительно небольших шасси с полной массой 8,5 т и низкими кузовами объемом 8 м3

В европейских странах выбор мусороуборочных машин намного больше, и они заметно сложнее и дороже. Все машины должны соответствовать строгому европейскому стандарту по безопасности DIN EN 1501.

Например, в странах с развитой экономикой встречаются сложные двухкамерные мусоровозы. Эти машины могут забирать два типа мусора. Кроме того, в Европе намного более популярны машины с боковой загрузкой мусора. Благодаря качественным механизмам, автоматике и системе видеонаблюдения, водитель - оператор может, не выходя из-за руля и без помощи других специалистов, загружать бачки, которые аккуратно расставлены вдоль дороги.

В старых городах с низкой плотностью населения часто используются машины с верхней загрузкой на шасси полной массы 3,5–7,5 т . Они могут быть с механизмом прессования с небольшим усилием или даже без механизма прессования. Спецтехника подобного класса различается тоннажностью и объемом грузового отсека. Такие мусоровозы доступны, но, однако, малоэффективны. Совсем уж экзотика для России – мусоровозы с передней загрузкой.

Хотелось бы отметить, что в Европе повсеместно используются системы весоизмерения, учета собранных баков.

А вот, например, портальные погрузчики используются заметно реже: в Европе берегут технику, а в контейнерах для крупногабаритных отходов часто попадается строительный мусор, который может повредить дорогостоящую технику.

Сказать, какие именно наиболее востребованы на рынке мусоровозы достаточно сложно.

Все зависит от потребности и финансовой возможности заказчика. Это могут быть и мусоровозы на шасси Камаз с отечественными установками, так и машины на импортном шасси с импортными навесками премиального сегмента.

Как правило, в городах выбирают мусоровозы с небольшой кубатурой до 16м3, такой выбор обусловлен необходимостью высокой маневренности мусоровозов в условиях плотной застройки, множеством припаркованных во дворах автомобилей (доворачивающая задняя ось существенно снижает радиус разворота машины), и во вторых это достаточно близкое расположение полигонов по приему ТБО.

Еще один немаловажный фактор – бесшумность при движении, что позволяет работать в жилых кварталах в ранние часы.

Что касается мусоровозов для пригорода и сельской местности то предпочитают машины с кубатурой от 19м3. Это связанно с тем, что шасси используют уже 3-х осные, что способствует лучшей проходимости по сельской местности.

По техническому оснащению требования самые разные, это может быть и портальный захват для бункеров 8м3, система видео наблюдения, проблесковые маяки, инспекционный люк, системы авто-взвешивания и дополнительные органы управления.

Существует ряд основных требований к мусоровозу нового поколения:

1. Установка спутниковой навигации

2. Крепкий и вместительный бункер для приема от ходов и гидравлический привод для выгрузки мусора из кузова.

3. Выбор степени прессования между максимальной эффективностью и отсутствием перегруза

4. Соответствующая конструкция уплотнительного устройства

5. Ограничение шума

6. Легкая очистка кузова от мусора

7. Минимальное освещение рабочей зоны