Найти в Дзене
Искусствовед Успенский

Оптика и поэтика Александра Лабаса

Это вроде бы хорошо известный, но очень интересный для меня художник. Расскажу на лекции о множестве смысловых и визуальных оттенков его творчества.

Художник писал: «…Не могу успокоиться: мы не умеем еще написать картину о нашей действительности, в которой мы живем, радуемся и страдаем, в совсем новой, неизвестной в прежнем веке обстановке. Новый ритм, новые скорости – все это не исследовано художниками»

А. Лабас «В авиационной катастрофе» (справа) и К. Малевич «Смерть человека одновременно на аэроплане и железной дороге»
А. Лабас «В авиационной катастрофе» (справа) и К. Малевич «Смерть человека одновременно на аэроплане и железной дороге»

Странно закомпонованные на этом листе фигуры, оказавшиеся вне законов гравитации (а потому и вне законов традиционной композиции), сегодня явственно доносят до нас эффект невесомости – почти неизвестного тогда состояния, возникающего на границе падения и полета. Здесь художественный образ зафиксировал новое явление и, в известной мере, опередил его научно-экспериментальную апробацию.

А. Лабас (вверху), В. Купцов, Туллио Крали
А. Лабас (вверху), В. Купцов, Туллио Крали

В отличие от Лабаса итальянские футуристы подходили вплотную и даже делали отдельные вылазки на территорию ар-деко, незаметно для себя превращая авангардный эксперимент по изображению аэродинамических эффектов в модный салонный прием. Иной вариант аэрокартин демонстрирует случай Василия Купцова, у которого филоновская аналитическая школа почти растаяла в повествовательности, совмещенной с декоративным заполнением полотна, динамика виражей редуцировалась до бреющего полета, и только высотный ракурс назначен ответственным за новаторскую тематику живописи.

А.Лабас. Метро (1935), В.Фаворский. Эскалатор (1939)
А.Лабас. Метро (1935), В.Фаворский. Эскалатор (1939)

Авторская оптика Лабаса разительно отличалась от его современников. Так Владимир Фаворский не в состоянии был представить, как можно исключить точку зрения автора из станковой композиции.

Буду подробно рассказывать об этом современном, ярком, легком художнике, родившемся в 1900-м и прожившем долгую жизнь в союзе со своим бурным веком.

Сегодня, 4 апреля, читаю лекцию из авторского цикла

Александр Лабас. Авторская поэтика и невиданная оптика.

Абонемент: ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ ЖИВОПИСЦЫ 1920-Х ГОДОВ