В настоящее время существует две точки зрения по вопросу о «Наутилусе». Согласно первой из них, писатель не только предугадал появление подводной лодки, но и наделил ее свойствами, недостижимыми для современной техники. Противники этого взгляда утверждают, что развитие современной техники обогнало мечту Жюля Верна. И те и другие не правы, так как он не предугадал подводной лодки, существовавшей до него, и к тому же смелую фантазию писателя, наделившего «Наутилус» способностью опускаться на любую глубину и не быть раздавленным, не в силах воплотить современная техника, использующая для достижения глубинных слоев океана не подводные лодки, а батисферы и батискафы.
Интересно, что Ж. Верн сумел предвидеть применение электроэнергии для приведения в движение всех механизмов «Наутилуса», ведь тогда не было еще ни лампочек накаливания, ни электродвигателей. Его «ошибки и неточности» (устарелая в значительной мере классификация, легкость передвижения в скафандрах и др.) — не ошибки, а отражение уровня переднего края тогдашней науки. Его пленительный роман — отнюдь не пособие по ихтиологии, и, как справедливо утверждает в комментариях к роману проф. Зенкевич, развитие науки не может заставить Ж. Верна «устареть», поскольку для читателя в его романах главным остается «утверждение воли, разума и поэзии научного труда, направленного на покорение необъятных сил природы».
Большинству современников писателя идея кругосветного подводного путешествия показалась несбыточной ввиду отсутствия практических результатов попыток изобретателей подводных лодок, но сам он был твердо уверен в том, что «Наутилус» не беспочвенная фантазия и рано или поздно станет реальностью. Позднее заново сконструированные воображением Ж. Верна подводные лодки появились во «Властелине мира» и во «Флаге родины». В романе «Двадцать тысяч лье под водой» в центре внимания находится образ таинственного капитана Немо, в котором есть нечто роднящее его с героями «Восточных поэм» Байрона. Не случайно, он — индиец, что осовременило байронического героя, связав его с освободительной борьбой народов в Индии (восстание сипаев), и придало ему подлинную значительность. Окутанный флером мрачной тайны, Немо, подобно героям Байрона, индивидуалистически решавший проблемы добра и зла, становится мстителем-индивидуалистом, порвав с «цивилизованным» миром. В его портрете романтическая неопределенность сочетается с четко реалистическими особенностями: тонкие кисти с удлиненными пальцами характеризуют страстность и благородство натуры, а широко расставленные глаза обличают ум проницательного ученого. Портрет этот говорит, что учителем Ж. Верна был мастер реалистического портрета — Бальзак, но если тот апеллировал к авторитету Галля и Лафатера, то физиогномистические наблюдения рассказчика подкрепляются ссылкой на Грасколе и Энгеля.
Немо считает великодушным свое решение удерживать Аронакса и его спутников как вечных пленников, заверяя как ученый ученого, что профессор не пожалеет об этом, став участником научных исследований. Так завершается развернутая экспозиция и начинается тема фантастического путешествия под водами — основная тема романа, и показ чудес подводного мира постоянно сплетается со все углубляющейся характеристикой центрального персонажа. О чрезвычайной широте интересов капитана Немо свидетельствует его библиотека, где собраны перлы мировой литературы от Гомера до Ж. Санд и ученые труды по различным отраслям естествознания и техники. О тонком понимании живописи и музыки говорят картины и партитуры в той же библиотеке. Жюль Верн мастерски применяет реалистический прием тщательного описания интерьера как средства углубленной характеристики героя. В свои исследования он вносит истинную страсть ученого и проявляет удивительную изобретательность, хотя и заявляет Аронаксу, что его труды никогда не дойдут до человечества. Немо утверждает, что стремление к подлинной свободе заставило его скрыться под волнами океана: «Море не подвластно деспотам... Тут, единственно тут, настоящая независимость! Тут нет тиранов. Тут я свободен!». Декларируя свой разрыв с обществом, он активно помогает угнетенным нациям и народностям, располагая несметным богатством подводных кладов. В отличие от Чайльд-Гарольда, не принимающего участия в борьбе, капитан Немо активно мстит и столь же активно помогает борцам за независимость. Он не хочет причинять вреда беднягам-папуасам, жертвам колониальной экспансии и, не раздумывая, бросается с ножом на тигровую акулу, чтобы спасти жизнь бедняку-индийцу. Это сильный и страстно чувствующий человек, страшный в гневе и ненависти, но искреннее оплакивающий погибающих товарищей. О колоссальной силе его ненависти к угнетателям свидетельствует эпизод потопления напавшего на «Наутилус» английского броненосца. Развернув черный флаг (в Индии черный цвет считается цветом восстания), он мрачно наблюдает агонию тонущего корабля, но у себя в каюте разражается рыданиями, и эта противоречивость поведения подчеркивает глубину переживаний этого незаурядного человека, представляющегося Аронаксу титаном, властителем вод. Это мистифицирующий романтический прием, сообразно которому Гобсек вырастал в страшный символ власти золота в глазах потрясенного Дервиля.
Восхищаясь океаном — символом свободы (опять перекличка с Байроном), Немо мечтает о некоей подводной утопии, где свободные от власти деспотов города будут подниматься по утрам к поверхности, чтобы пополнить запасы воздуха. Когда же рассказчик начинает говорить о создании континента с помощью коралловых полипов, Немо сухо прерывает его: «Нужны новые люди, а не новые континенты!».
Что же касается его окружения, то безликие моряки с «Наутилуса», в сообщество которых входят представители различных наций, все безгранично преданы ему.
Перед ярким образом Немо блекнет также и личность рассказчика— еще один вариант ученого, не гения, подобного Немо, но и не чудака типа Паганеля. Аронакс — корректный, умный человек, но вряд ли выдающийся ученый. Гуманный и мягкосердечный, он движим чувством абстрактной справедливости (автор продолжает верить в высокую воспитательную роль науки), и демократичен, что проявляется в его отношении к Конселю, скорее другу, чем слуге. Став пленником «Наутилуса», Аронакс переживает истинно «фаустовский конфликт» между жаждой освобождения и стремлением продолжать исследования морских глубин и их обитателей, но первое стремление оказывается сильнее, поскольку он не собирается всю жизнь скитаться вместе с Немо и хочет опубликовать свою книгу о море, чтобы принести пользу людям.
Его уравновешенный слуга-фламандец, мастер на все руки и чрезвычайно сведущ в теории классификации. Однако на практике рьяный классификатор не может отличить кашалота от беззубого кита, а тунца от макрели, в отличие от гарпунера Неда Ленда, без запинки называющего любую рыбу. Автор не без юмора отмечает, что вдвоем они составили бы замечательного натуралиста. Юмор, вступив в роман вместе с чудаковатым Конселем, сопровождает подачу научного материала, постоянно вклинивающегося в ткань романа. Даже полупарализованный ударом электрического ската неисправимый классификатор дрожащим голосом бормочет: «класс хрящевых, отряд хрящеперых и т. д.
Король гарпунеров Нед Ленд признает только вкусовую классификацию рыб на съедобные и несъедобные. Его беседы с Конселем становятся средством юмористического ввода научных материалов, органически входящих в повествование. Лишь изредка эти материалы подаются в серьезном плане, а чаще всего они юмористически окрашиваются для оживления повествования.
Основная тема романа — тема фантастического путешествия — завершается бегством троих пленников, но тайна капитана Немо остается нераскрытой.
С этой темой сплетается едва намеченная тема Атлантиды, неизменно привлекающая современных фантастов, начиная с Конан-Дойля («Маракотова бездна»). Эта тема только поставлена Жюлем Верном, зато основная тема разработана мастерски. Своеобразной экспозицией являются сообщения о плавающем рифе, комический ажиотаж вокруг таинственного морского чудовища и организация экспедиции в поисках загадочного нарвала. Завязкой же является тот момент, когда Аронакс осознает, что это не чудовищное явление природы, а создание человеческих рук — необычайный подводный корабль, а дальнейшее путешествие становится показом чудес, созданных гением человека, неизмеримо превосходящих своей фантастичностью чудеса природы. Причем сам капитан Немо выступает в традиционной роли гида, знакомящего потрясенного пришельца с чудесами техники и подводного мира. Само введение научного материала приобретает фантастический характер, примером чего могут послужить подводные пейзажи, наблюдаемые то сквозь смотровые окна салона, то во время подводных прогулок. Интерьер становится не только средством углубленной характеристики капитана Немо — музыканта, художника, ученого и гениального инженера, но также и средством введения научно-фантастического материала. Не только столовая, но и первый завтрак Аронакса иллюстрирует фантастический тезис Немо: море кормит и одевает экипаж «Наутилуса», а рабочие отсеки подводного корабля демонстрируют фантастическую технику.
Поскольку согласно замыслу рассказ о фантастическом путешествии ведется как бы с протокольной точностью, — тропам не остается места. Крайне редки и сжаты сравнения, иногда юмористически окрашенные. Когда «Наутилус» вырвался наконец из ледового плена, грозившего смертью от удушья, Нед Лэнд только молча открывает рот, «но так, что даже акуле сделалось бы страшно». Рисуя ажиотаж вокруг сообщений о вошедшем в моду таинственном чудище, автор саркастически замечает, что «для газетных уток открылась оказия нести яйца всех цветов», раскрывая эту сатирическую метафору целым набором фантастических побасенок о чудовищных китах, осьминогах и морских змеях.
Когда Аронакс, готовясь к побегу, вспоминает все пережитое во время путешествия, оно проходит перед ним «как движущаяся декорация на театральном заднем плане»,— здесь функция сравнения иная, она подчеркивает, что роль рассказчика, — роль постороннего наблюдателя, а не активного участника изображаемых событий.