Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Наверняка вы замечали на пассажирских вагонах что-то типа упоров (а кто-то даже мог их принять за магниты), которые располагаются с правой и левой стороны на торцах каждого вагона. А вот у грузовых вагонов, будь то цистерны, полувагоны, крытые вагоны и так далее - таковых нет.
В этой статье я расскажу, для чего нужны эти «упоры», которые, кстати, правильно называются вагонные буферы. И да, никакого отношения к сцепному устройству они не имеют, это не магниты, как кто-то утверждает на форуме.
Задача вагонных буферов заключается в создании комфортных условий для проезда пассажиров в вагоне. Кстати именно это является причиной, по которой таковые не устанавливают на грузовые вагоны. Думаю, вполне очевидно, что каким-нибудь бревнам, куче угля или щебня требуется перевозка в условиях особого комфорта.
А секрет этих буферов кроется в следующем..
Дело в том, что автосцепки, с помощью которых вагоны, будь то грузовые, или пассажирские, имеют свободный ход, или люфт, называйте, как хотите, в несколько сантиметров. И автосцепка может находиться либо в сжатом положении, либо в натянутом, что зависит от динамики поезда. Далее будут две картинки, где будет растянутая и сжатая автосцепка.
Если поезд разгоняется, то происходит натяжение автосцепок, а при торможении, наоборот - сжатие. Потом, когда поезд окончательно останавливается, автосцепки снова натягиваются. И, это всё, конечно, хорошо, но такое «поведение» автосцепок создаёт продольные реакции по всем поезду, или, говоря проще, толчки вперед или назад.
Это ещё хорошо иллюстрируется примером с грузовым поездом. Дело в том, что при трогании грузового поезда с места, машинисту сначала необходимо сдать назад, чтобы ослабить натяжение сцепок и только потом начинать движение вперед. В таком случае, начинает двигаться сначала локомотив, потом первый вагон, потом второй и так далее. Но при этом те, что ближе к последним, буквально срываются с места, сильно при этом дергаясь. А ещё и по составу идут соответствующие реакции.
Если бы так трогались пассажирские поезда, то пассажиры бы при трогании на каждой промежуточной станции бились бы головой обо что-нибудь, проливали бы чай, а кто-то может даже и с полок бы падал.
И вот, вагонные буфера, так сказать, борются с этой проблемой. Внутри буфера находится пружина, что сжать (или растянуть) которую, необходимо приложить усилие в 900 килограмм. Кстати, в отличие от грузовых вагонов, пассажирские нельзя прицепить друг к другу просто накатом, как раз потому, что необходимо сжать буферы.
Поэтому, часть пассажирского состава закрепляется башмаками, а другую двигает маневровый тепловоз для того, чтобы «силой» сжать вагонные буферы. В этом момент сжимается и автосцепка. После того, как вагоны прицеплены, буферы (так как в них находится пружина) стремятся разжаться, а вместе с этим, натягивают и автосцепку, устраняя при этом свободный ход.
Автосцепки пассажирского поезда всегда находятся в растянутом положении, поскольку пассажирский состав не такой тяжелый и при трогании с места не нужно вытягивать каждый вагон по одному. А вагонные буферы гасят продольные реакции (толчки) при трогании поезда с места, ну и в пути, конечно же тоже.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!