Найти тему
Умней

От Мартина Лютера Кинга до Black Lives Matter. История расизма в США

Многотысячные акции протеста, стычки с полицейскими, разбитые витрины и общественный раздор - о движении Black Lives Matter не знает разве что ленивый. Тогда как казалось сегрегация по расовому признаку осталась лишь на страницах учебников о ней снова заговорили.

В этой статье Вы узнаете, почему в США так болезненно относятся к вопросам прав чернокожих, почему декларированное в конституции равноправие не работало на практике, как проявлялась сегрегация в быту, как отказ двух чернокожих женщин уступить место белым в автобусе запустил мощную компанию по борьбе с дискриминацией и как Мартин Лютер Кинг помог афроамериканцам отвоевать равные права.
Общественные протесты движения Black Lives Matter. Фото взято с сайта www.persono.ru
Общественные протесты движения Black Lives Matter. Фото взято с сайта www.persono.ru

Гражданская война 1861-1865 годов принесла Соединенным штатам долгожданную отмену рабства. 13, 14 и 15 поправки к Конституции ставили рабство вне закона, гарантировали получение гражданства каждому кто родился в Америке и наделяли правом голоса всех мужчин в не зависимости от расы. Но на практике многие штаты, особенно Южные, к таким изменениям оказались не готовы, мол "как это иметь равные права с теми, кто еще вчера был частной собственностью". На этой почве расовая дискриминация в Штатах начала принимать форму расовой сегрегации - разделения представителей разных рас при существующем на бумаге равноправии. Тем более за соблюдением новых поправок к Конституции должна была наблюдать местная власть, а если учесть, что среди власть имущих в южных штатах доминировали бывшие рабовладельцы, нетрудно догадаться какую судьбу они приготовили своим бывшим рабам.
Политику расовой сегрегации в южных штатах регламентировали так называемые
законы Джима Кроу, в честь персонажа популярных песен и пьес, безграмотного чернокожего над которым насмехались белые. Согласно этим законам цветное население фактически признавалось "вторым сортом".

Персонаж Джим Кроу. Фото взято с сайта www.chron.com
Персонаж Джим Кроу. Фото взято с сайта www.chron.com

Сегрегационные меры в Соединенных Штатах начали воплощаться в жизнь еще со времен конца 1870-х, например в виде отдельных школ для белых и чернокожих. Настоящим началом сегрегации принято считать 1890 год, когда законодательное собрание Луизианы приняло закон о раздельных вагонах поезда. После этого, разделять людей по расовому признаку на Юге США начали абсолютно везде - в автобусах, отелях, кинотеатрах, общественных туалетах.
На вокзалах для цветного населения открыли специальные залы ожидания, появились кафе и рестораны только для белых и только для цветных. Афроамериканские водители создали специальный путеводитель с местами, где чернокожие смогут себя чувствовать более или менее комфортно и безопасно. Об этом более подробно можно узнать в Оскароносном фильме
"Зеленая книга".
Даже в вооруженных силах целые подразделения делились по расовому признаку. И все это уже не говоря о том, что жить чернокожие могли только в гетто трущобах, за работу им платили копейки, а на качественное медицинское обслуживание они и надеяться не могли. В середине 20 века стало совершенно ясно, что дальше терпеть афроамериканское население уже не сможет.

Путеводитель для афроамериканцев, называемый Зелёная книга. Фото взято с сайта www.thehabarinetwork.com
Путеводитель для афроамериканцев, называемый Зелёная книга. Фото взято с сайта www.thehabarinetwork.com

Протестное движение за права чернокожих в США начало формироваться на фоне роста агрессии и насилии в отношении афроамериканцев. Белые чувствовали свою безнаказанность и могли совершенно спокойно "наказать" цветного просто за то, что тот перешел им дорогу. Учасники праворадикального расистского движения Ку-клус-Клан не стеснялись своей идеологии и вели открытую охоту на неугодных им чернокожим, а иногда даже прибегали к публичным казням. Ну а дальше сработал принцип "агрессия порождает агрессию".
В Америке начала развиваться идеология черного расизма - превосходства негроидной расы над европеоидной. Одним из самых известных идеологов этого расизма принято считать Малкольма Икс - члена
движения Нации Ислама. В рамках учения этой организации, которая имеет очень мало общего с Исламской религией, он называл белых дьяволами, выступал за сегрегацию, создания в Америке государства чернокожих, а так же предсказывал скорую смерть европеоидной расы. И хоть Малкольм и другие лидеры Нации Ислама никогда прямо не призывали к политическому насилию по отношению к белым. некоторые активисты одиночки вели себя вызывающе и даже жестоко.

Малкольм Икс. Фото взято с сайта www.pinterest.ru
Малкольм Икс. Фото взято с сайта www.pinterest.ru

В это же время в США формировалось и параллельное движение за права чернокожих, основой которого была идея ненасильственного сопротивления и гражданского неповиновения. У него было куда больше приверженцев и свой харизматичный лидер, о котором мы поговорим чуть ниже.
В послевоенное время в южных штатах действовало постановление, согласно которому белые и цветные пассажиры могли ездить в одном автобусе, при этом афроамериканцы должны были занимать исключительно задние ряды, но если количество белых пассажиров превышало количество отведенных им мест, чернокожие были обязаны уступить белым свои места. До поры до времени это правило работало как часы, но в 1955 году его нарушила сначала 15-и летняя школьница Клодетт Колвин, а затем и 42-х летняя швея Роза Паркс. Они с разницей в несколько месяцев в одном и том же городе Монтгомери отказались уступить место белому пассажиру. За свои действия обе были оштрафованы, но именно благодаря им, борьба с расовой сегрегацией была сдвинута с мертвой точки - они побудили лидеров местной афроамериканской общины организовать беспрецедентную акцию протеста, которая получила название
Автобусный бойкот Монтгомери.
Главой избрали молодого активиста и борца за права чернокожих
Мартина Лютера Кинга.

Мартин Лютер Кинг. Фото взято с сайта www.pinterest.ru
Мартин Лютер Кинг. Фото взято с сайта www.pinterest.ru

На протяжении 382 дней почти все чернокожие жители города игнорировали общественный транспорт - они ходили пешком, ездили на велосипедах, их за символические 10 центов подвозили чернокожие таксисты. Перевозчики начали нести колоссальные убытки, ведь большинство пользователей автобусами в Монтгомери были именно чернокожими. Местные власти всячески пытались приесечь этот протест - участников бойкота арестовывали под придуманными предлогами, чернокожих города массово запугивали участники Ку-клус-Клана (неизвестные даже подожгли 4 церкви для чернокожих), а в дом Мартина Лютера Кинга подложили бомбу. Впоследствии взрыва никто не пострадал, а сам лидер протестного движения призвал людей не поддаваться на провокации:

Если у Вас есть оружие, держите его дома. Если у Вас его нет, - пожалуйста, не пытайтесь его раздобыть. Жестокостью мы проблему не решим.
Мы должны любить наших белых братьев, вне зависимости от того, как они к нам относятся.
Мы должны ответить на ненависть любовью.

Чуть больше чем через год после начала Автобусного бойкота суд признал сегрегацию в общественном транспорте не законной.
Само по себе такое решение мало что значило, ведь за несколько лет до этого, в 1954 году, верховный суд США признал незаконной и расовую сегрегацию в государственных школах. Но большинство афроамериканских семей так и не осмеливались отдать своих детей в школы для белых.
Все стало меняться как раз после успеха Автобусного бойкота. в 1957 году 9 чернокожих детей зачислили в школу городка Литл-рок в штате Арканзас. По закону отказать им права не имели, но губернатор штата был иного мнения и он приказал Арканзасской национальной гвардии окружить школу и не пускать туда цветных детей. Им угрожали, их запугивали, оскорбляли и унижали. Так продолжалось несколько недель, пока президент Дуайт Эйзенхауэр не обязал национальную гвардию вернуться в казармы. Глава государства так же направил в Литл-рок федеральные войска. 101 десантная дивизия была призвана защитить
девятку из Литл-рока, именно такое прозвище получила группа из афроамериканских детей осмелившихся учиться за соседними партами с белыми. Военные сопровождали девятку на занятия и по пути домой, находились в классах и патрулировали коридоры школы. Когда армейцев отозвали чернокожих детей снова начали травить, но 8 из 9 школьников все-таки не прервали обучение, девятую исключили из школы за словесные оскорбления белых учениц, которые бросили в неё тяжелую сумку. принципиальность девятки из Литл-рока и их родителей сподвигла и других афроамериканцев отдавать детей в те школы. в которые им было удобно, а не в те, которые навязывала политика сегрегации.

Девятка из Литл-рока входит в школу в окружении вооруженных сил. Фото взято с сайта www.nademlinskij.blogspot.com
Девятка из Литл-рока входит в школу в окружении вооруженных сил. Фото взято с сайта www.nademlinskij.blogspot.com

60-е годы прошлого века ознаменовались важными общественными изменениями. В свободных от тоталитарной диктатуры государствах практически всего удалось достигнуть протестными акциями. так в США чернокожие начали занимать в закусочных и ресторанах места отведенные для белых, отвоёвывая право на равное обслуживание. Затем, аналогичные акции начали проводить в библиотеках, общественных бассейнах, кинотеатрах, церквях. Лидером Американского движения за гражданские права был все тот же Мартин Лютер Кинг.

Майкл Кинг Младший, именно так его звали до 5 лет, родился в семье баптистского пастора и с юных лет пошел по стопам отца. Кинг с детства увлекался историей, литературой и социологией. Он еще с детства начал проявлять своё ораторское мастерство - уже в юности начал читать проповеди в баптистских церквях. С расизмом Кинг младший столкнулся ещё в детстве.
Следую примеру отца, всегда отстаивая свои права он не собирался терпеть такого отношения к себе. На тактику ненасильственного протеста его вдохновило знакомство с учением борца за независимость Индии от британской короны Махатмой Ганди. Этого подхода Кинг придерживался до конца своих дней, завоевав уважение у множества людей в разных странах. С Кингом, как с представителем афроамериканцев неоднократно встречался президент США Линдон Джонсон.

Президент США Линдон Джонсон и Мартин Лютер Кинг на встрече в Белом доме. 12 марта 1963. Фото взято с сайта www.regnum.ru
Президент США Линдон Джонсон и Мартин Лютер Кинг на встрече в Белом доме. 12 марта 1963. Фото взято с сайта www.regnum.ru

Мартин Лютер кинг лично возглавлял многотысячные мирные марши за права чернокожих. На них борца неоднократно задерживали и штрафовали, но Кинг никогда не держал зла, всегда улыбался своим обидчикам и продолжал вести мирную борьбу.
В 1963 году Мартин Лютер Кинг возглавил
марш на Вашингтон за рабочие места и свободу. По приблизительным подсчетам, участие в нем приняли от 200 до 300 тысяч человек и что примечательно - не только чернокожие.
По завершению шествия, у мемориала Линкольну, Мартин Лютер Кинг произнес речь, которая вошла в историю:

У меня есть мечта: однажды на багровых холмах Джорджии потомки бывших рабов смогут разделить трапезу братства с потомками бывших рабовладельцев.
У меня есть мечта:
У меня есть мечта: однажды четверо моих детишек проснутся в стране, где о людях судят не по цвету кожи, а по моральным качествам.
У меня есть мечта: однажды там, в Алабаме, штате жестоких расистов, штате губернатора, что щедр на речи о невмешательстве в дела штата и непризнании силы законов конгресса; однажды там, в Алабаме, чернокожие мальчишки и девчонки возьмутся за руки с белыми мальчишками и девчонками, словно братья и сестры.
Это наша надежда.
Это вера с которой я вернусь на юг страны. С верою этой мы высечем из глыбы отчаянья камень надежды.

Через несколько часов после произнесения этих исторических слов в Белом доме состоялась встреча Мартина Лютера Кинга с президентом Джоном Кеннеди.

Марш к Вашингтону в 1963 году. Фото взято с сайта www.ind-eng-design.blogspot.com
Марш к Вашингтону в 1963 году. Фото взято с сайта www.ind-eng-design.blogspot.com

Историки считают, что именно эта речь и стала последним рывком, позволившим США на законодательном уровне победить сегрегацию. Она сподвигла конгресс к принятию в 1964 и 1965 годах законов о гражданских правах и об избирательных правах, запрещающих расовую дискриминацию в сфере торговли, услуг и при приёме на работу, а так же гарантирующих чернокожим право голоса.
Через год после этой речи, Мартин Лютер Кинг получил Нобелевскую премию Мира за Ненасильственную борьбу с расовым неравенством через ненасильственное сопротивление.

За свою деятельность Мартин Лютер Кинг поплатился своей жизнью - через пять лет после исторического марша на Вашингтон, в 1968 году, снайпер застрелил величайшего борца за права чернокожих, когда он вышел на балкон своего номера в мотеле Мемфиса штата Теннесси.
Ему было всего 39 лет.

Благодарю Вас за то, что дочитали эту статью до конца.

Текст является авторским, фотографии взяты из открытых источников.

Изложенное в статье не несет в себе цель оскорбить кого-то или оправдать действия лиц из данной статьи. Статья несёт исключительно информативный характер.

Поставьте лайк и напишите свои мысли о прочитанном в комментариях - это поможет мне в продвижении канала.

#расизм #нетрасизму #мартин лютер кинг #Black Lives Matter #история #США