Найти в Дзене

Деятельность ОУН и УПА 1920-1939 годы

Евгений Коновалец, отец-основатель Украинского фашизма. фото из свободного доступа.
Евгений Коновалец, отец-основатель Украинского фашизма. фото из свободного доступа.

Поражение УНР, раздел Украины между другими государствами (Польша, Чехословакия, Румыния) способствовало возникновению радикально-национального движения. Польские и Румынские правящие круги побуждали и принуждали украинцев к интеграции в соответствующие государства, имея конечной целью их национальную ассимиляцию. Противостояние украинцев этому оборачивалось попыткой к самоизоляции во всех сферах - выступление против смешанных школ, формирование политических партий по национальному признаку, голосование за них, издание своих газет, литературы.

При этом определенная часть украинцев в надежде улучшить свое положение, выражало готовность к тому, чтобы стать лояльными гражданами чужих государств. В этих условиях сторонники бескомпромиссной борьбы пришли к выводу, что лишь единое, авторитарное руководство, железная дисциплина и постоянное нагнетание напряженности может предотвратить ассимиляцию украинской нации и создать условия для ее возрождения.

Создание в 1920 г. Украинской Войсковой Организации (УВО), ядро которой составили выходцы из Галичины - ветераны армии УНР и активизация ее деятельности на территории Западной Украины, имевшей целью продолжение вооруженной борьбы за независимую Украину, способствовали появлению молодежных националистических групп, члены которых взаимодействовали с УВО. В 1926 году некоторые из них объединились в Союз украинской националистической молодежи во Львове.

Три молодежные группы - «Союз освобождения украинской нации», «Украинское национальное единство», «Союз украинских фашистов», объединились в 1925 году в Лигу украинских националистов под руководством Миколы Сциборского. Все эти организации объединились к 1928 г. в Союз украинских националистов в Германии.

Проведенные в 1927-1928 г.г. в Берлинская и Пражская конференции стали последним шагом к созданию Организации Украинских Националистов (ОУН) в 1929 году на основе УВО и вышеупомянутых организаций. Руководящей структурой ОУН стал Провод Украинских Националистов (ПУН), который возглавил лидер УВО Евгений Коновалец, заместителем стал Микола Сциборский.

При этом УВО сохраняла свою фактическую самостоятельность в своей «боевой» работе. Террористической деятельности не касалась ОУН, чтобы ее не «чернить», как политическую организацию. Так УВО остался вооруженным отрядом ОУН. (С 1927 года членом УВО стал Степан Бандера).

В одном из своих писем митрополиту Щептицкому Коновалец привел следующие аргументы в пользу создания ОУН: «Подготовка к священному крестовому походу против СССР пойдет усиленными темпами. К этому походу должны подготовиться и мы. Немецкие друзья убеждают нас, что пока УВО будет только конспиративной террористической организацией, нечего думать о широкой политической акции в украинском деле. Террор должен быть, утверждают немцы, не целью, а средством, которое, при удачных аттентатах, способствует подчинению масс, при неудачах отталкивает массы от неудачников.

Массы представляют не субъект политики, а объект, который нужно завоевать всеми средствами, а завоевав, нужно держать в руках, используя в своих политических целях… . Украинскую проблему нужно брать в целом. В решении этой проблемы ни одно государство не заинтересовано так, как заинтересована Германия. К тому же ни одно государство, кроме Германии, и не способно решить эту проблему. И Германия решит эту проблему, не сегодня, так завтра. Следовательно, из этого выплывает второй вывод, а именно: та украинская организация, которая борется за решение украинской проблемы в целом, должна действовать в полном согласии с политическим фактором Германии и идти в форваторе ее политики».

Попытка Коновальца закрепить за ОУН статус политической организации украинской нации в Польше, однако оказалась неудачной - молодое поколение националистов, пришедшее в ОУН после 1929 года, превратило ее в расширенную версию УВО. В каждом легальном действии они видели признак «предательства нации». УВО стало только отделом ОУН.

В 1932 г. в структуре ОУН был сформирован военный штаб во главе с генералом Виктором Курмановским, была также создана под эгидой ОУН «Европейская федерация украинцев за кордоном». Под контролем этой организации находился Украинский красный крест. Именно эта организация была инициатором создания в различных странах «Комитета Спасения Украины от голода 1932-1933 г.». Собранные ими благотворительные средства расходовались, в основном, на пропагандистскую деятельность.

Согласно определению Института истории НАН Украины, ОУН представляла собой праворадикальное движение, ориентирующееся на создание национального государства с тоталитарным политическим режимом.

Дж. Армстронг в книге «Украинский национализм, факты и расследование» (М. Центрполиграф 2008 г.) писал: «мировоззрение, идеология, принципы украинского национализма и других европейских национальных движений этого периода заключались в следующем:

1. Вера в то, что нация является высшей ценностью, которой должны быть подчинены все остальные ценности.

2. Апелляция к мистической идее единства всех личностей, составляющих нацию. Обычно исходящей из предположения о том, что их объединяют биологические характеристики или необратимые последствия совместного исторического развития.

3. Подчинение рационального, аналитического мышления «интуитивно - правильными» эмоциям, иррациональность.

4. Наличие харизматического лидера, или элиты националистов-энтузиастов, которые считаются олицетворением «воли народа».

5. культ действия, войны и насилия, которые считаются выражением высшей биологической жизнеспособности нации».

В 20-30 годы недобитые украинские буржуазные националисты развили за рубежом бурную деятельность. Их главарями стали Симон Петлюра, Андрей Мельник, Евгений Коновалец.

Евгений Коновалец(1891 - 1939г) родился в с. Зашков Львовского уезда Королевства Галиция и Ладомерои (Австро-Венгрия). Отец – директор и учитель местной школы. В 1909 г. окончил Львовскую академическую гимназию, поступил на юридический факультет Львовского университета. В 1912 г. стал членом молодежной фракции национально-демократической партии.

В 1913 г. познакомился с Дмитрием Донцовым, чьи работы оказали большое влияние на идеологию украинского национализма. Участник первой мировой войны в составе Австро-Венгерской армии, получил чин прапорщика. В 1915 голу попал в плен к русским, находился в лагере военнопленных в Царицине.

В сентябре 1917 гола бежал из лагеря, добрался до Киева, где в октябре - ноябре совместно с Романом Дашкевичем сформировал из бывших пленных галичан Галицко-Буковский курень сичевых стрельцов, в составе полка имени гетмана Петра Дорошенко.

Через неделю после Октябрьской революции(13 ноября), отряды Центральной Рады взяли под свой контроль власть в Киев; 20 ноября Центральная рада провозгласила создание УНР. В конце января, начале февраля его сичевики, совместно с гайдамаками коша Слободской Украины под командованием Петлюры, подавили восстание рабочих завода «Арсенал» в Киеве. Участвовал в уличных боях Центральной Рады против красногвардейцев, прикрывал отход Рады из Киева на Житомир. Стал полковником.

После того, как в марте 1918 года на Украину были введены немецкие оккупационные войска, к власти пришел гетман П.Скоропадский, Центральная Рада была разогнана, а сичевые стрельцы разоружены и расформированы. Но в конце августа1918 г. Коновалец получил от гетмана разрешение на формирование в Белой Церкви отдельного отряда сичевых стрельцов в составе вооруженных сил Украинской державы.

В начале ноября поддержал заговорщиков из Украинского национально- государственного союза и принял участие в антигетмановском восстании против Скоропадского. В ходе боев в ноябре-декабре сичевой полк был развернут в дивизию, а затем в корпус.

19 декабря 1918 года власть перешла в руки Директории во главе с В. Винниченко и С. Петлюры; Коновалец был произведен в казачьи атаманы. В начале 1919 года Коновалец возглавил дивизию сичевых стрельцов и в течение года руководил ею в боях против деникинцев и Украинских советских войск. В декабре 1919 года Красные вытеснили войска Директории за пределы границы Украины и УНР расформировала свою армию.

Ее остатки, в том числе Коновалец, были интернированы в польские лагеря для военнопленных. Весной 1920 г. он был освобожден из лагеря и перебрался в Чехословакию. В конце июля, начале августа, в Праге, создал Украинское Войсковое Объединение (УВО), цель которого поставил задачу - создание Соборного самостоятельного украинского государства на этнических земля.

В 1921 году вместе с Петлюрой подготовил вторжение из Польши более 2 тыс. боевиков на территорию Советской Украины, но Красная армия нанесла сокрушительное поражение участникам «освободительного похода». Советское правительство заявило Польше протест, ссылаясь на условия Рижского мира.

Руководство Польши отказало Петлюре в поддержке и он, с Коновальцем, покинув Польшу, перебрались в Берлин. Там, по совету митрополита Украинской Униатской католической церкви установил контакты с германскими властями. Весной 1922 года он провел переговоры с руководителем абвера полковником Гемппом и дал письменное обязательство передавать в распоряжение немецкой разведки, собираемую УВО разведывательную информацию о польской армии, в обмен на финансирование. Ежемесячные выплаты составляли 9 тыс. рейхсмарок.

Затем, по требованию абвера, центр деятельности был перенесен на Западно-украинские земли. Коновалец определил новое задание УВО следующим образом: «Теперь, когда Польша подписала мирный договор с Советской Украиной, ситуация заставляет нас поднять знамя борьбы против Польши. В противном случае мы потеряем влияние не только на родине, но и в лагерях военнопленных, где каждый наш солдат горит огнем мщения за оккупированную пилсудчиками Восточную Галицию и Волынь. Однако нашим смертельным врагом остается большевизм. Борьбу с поляками мы будем вести постольку, поскольку они сами будут вынуждать к этому».

УВО вела работу по пропаганде среди населения Галиции, по саботажу действий польского правительства: переписи населения, уплаты налогов, призыва в польскую армию, выборам в сейм и сенат.

В сентябре 1921 года УВО подготовило первый теракт - неудавшееся покушение на Ю. Пилсудского, после которого Коновалец был вынужден навсегда покинуть Польшу. 14 марта 1922 года Совет послов Антанты принял решение оставить Западную Украину в составе Польши, что вызвало растерянность в УВО. Но Коновалец «нашел» выход.

Летом 1923 г., на совещании в Праге, он заявил: «УВО полностью подпадает под влияние германской разведки и предоставляет в ее распоряжение свой разведывательный аппарат, средства пропаганды, кадры террористов и боевые силы, находящиеся в Польше, Советской России и в других странах».

С 1923 года была установлена связь УВО с Литвой. Представитель Коновальца Осип Ревюк, поддерживал контакты с МИД Литвы и получал ежеквартально от литовского правительства около 2тыс. долларов США. За 1922-1928 годы УВО получило от Германии за свои услуги более 2 млн. марок. Но в связи с дипломатическим протестом польских властей, получивших доказательство связи УВО с немецкими спецслужбами, финансирование УВО было уменьшено или прекращено.

В 1927 году, в Берлине, прошла конференция Украинских националистов, где было принято решение об объединении разрозненных групп в одну организацию. Координационным центром стал Провод Украинских Националистов (ПУН) во главе с Е.Коновальцем. Окончательное объединение украинских националистов произошло в Вене, на 1-м Соборе, здесь и была создана ОУН – легальная политическая партия.

Но УВО сохранило свои структуры. «Вождем» стал Коновалец. Основным регионом деятельности ОУН - УВО оставалась Восточная Галиция, а ее руководящая структура именовалась «Краевая Экзекутива ОУН на западно-украинских землях».

В начале 20-х годов идеи Дмитрия Донцова, провозгласившего борьбу с Россией -национальной идеей украинского народа и настаивавшего на единстве с Европой при любых условиях, при любых обстоятельствах, любой ценой, не получила широкого отклика на Западе Украины и в кругах эмиграции. В глазах многих украинцев, врагами были Польша, Румыния, а не Россия, и призыв к единству с Европой, политические лидеры которой санкционировали раздел Украины, был встречен скептически.

Более того, многие политические деятели, включая Коновальца, искали помощи СССР в борьбе с Польшей. Но в конце 1920 -30 -х годов надежды, что Советская Украина станет этапом на пути построения независимого украинского государства растаяли, а «массовый голод» 1932-1933 г. г. привел почти всех украинских националистов к убеждению: что худший враг Украины - коммунистическая Россия, и для борьбы с ней оправдан союз с любыми силами.

После прихода Гитлера к власти в Германии, отношения между ОУН и руководством Германии становится теснее, так как Украинский вопрос входит в сферу интересов рейха. В этот период Коновалец писал своему душепастырю А. Шептицкому: «Все идет хорошо. Счастливое начало 1933 года создало условия, при котором наша освободительная акция каждый день набирает размах и силу. Время испытало нашу дружбу и сотрудничество с немцами и, испытав, показало, что невзирая на многократные искушения поладить с поляками, мы избрали единственно правильную ориентацию…Я часто вспоминаю тот день, когда услышал от Вашей Экселенции слова о том, что рано или поздно международные факторы поручат именно немцам уничтожить большевистскую Россию…. Немцы являются искренними друзьями Украины, советовали Вы мне тогда, с ними надо искать контакт и сотрудничество. Слова, Вашей Экселенции, были вещими. Да, Германия, под руководством своего фюрера Адольфа Гитлера, перед всем миром взяла на себя эту миссию. Почитаю за сыновою обязанность доложить Вашей Экселенции о том, чего никто не знает, или знают только те, кто непосредственно прорабатывает планы и ведет подготовку к осуществлению этой большой цели. В этой подготовке на нас возложена не последняя роль».

В период определенного сближения Германии с Польшей (1934 -38 г.г.), связанные с подписанием в январе 1934 года Договора о ненападении между Германией и Польшей, абвер предпринял шаги по сдерживанию антипольской деятельности ОУН, «группы Коновальца», и перенацеливание ее исключительно против большевизма.

Уже в 1933 году Коновалец направил Бандере недвусмысленное указание прекратить любые акции против польской администации. Но Бандеру было не остановить.

С 1934 года, ОУН из Вены, переносит резиденцию в Берлин, и устанавливает тесную связь с абвером. После убийства 23 мая 1938 года агентом НКВД П. Судоплатовым главы ОУН Евгения Коновальца, главой стал его близкий соратник Андрей Мельник. Только весной 1939 года Германия потребовала активизировать подрывную деятельность ОУН в Польше, началась подготовка антипольского «украинского восстания».

В июне 1939 года Канарис создает Украинский Легион. С нападением Германии на Польшу, ОУН оказывало помощь в наведении германской авиации на цели. Но вооруженное выступление в тылу польской армии не получило широкого размаха. Назревавший давно раскол между «старой гвардией» УВО - ОУН и молодыми оуновцами ускорило нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г.

12 сентября, незадолго до падения Варшавы, на специальном совещании в поезде Гитлера, обсуждались вопросы в отношении Польши и этнического населения украинцев на ее территории. Согласно планам Гитлера на границе СССР необходимо создать «государства - прокладки» между «Азией» и «Западом», лояльных третьему Рейху - Украину (на территории Галициии, Волыни) и Литву.

На основании политических указаний Риббентропа, Кейтель сформулировал задание Канарису: «Вы Канарис, должны организовать восстание при помощи украинских организаций, работающих с Вами и имеющие те же цели, а именно поляков и евреев.» Риббентроп, уточняя форму восстания, особо указывал на необходимость уничтожения поляков и евреев.

Результатом этих указаний стал так называемый «Меморандум Канариса» от 12 сентября 1939 г. Адмирал Канарис считал, что лишь при «условии создания Украинского государства возможна победа немцев над Россией».