Найти тему

Для чего стучат по колесам железнодорожных вагонов?

Каждый, кто хотя бы раз был на вокзале, задавался вопросом: зачем люди в оранжевых жилетах ходят вдоль состава и стучат по колесам вагонов?

Этот вопрос лидирует в списках поиска по железнодорожной тематике, потому что уж очень чудно это выглядит.

Сотрудник РЖД на обходе.
Сотрудник РЖД на обходе.

Безопасность – самое главное.

От исправности транспортного средства зависит все: безопасность, скорость, сохранность пассажиров, грузов, не только перевозящихся в этом транспорте, но и тех, кто находится рядом на дорогах, станциях, портах, вокзалах.

Представьте, что в пути у автомобиля повредилось колесо. В таких случаях, водитель, заметив проблему, останавливается и принимает меры к ремонту или замене колеса.

На железнодорожном транспорте в силу особенностей эксплуатации и строения подвижного состава обнаружить поломку в колесной паре машинисту, который находится в кабине локомотива, сложно, да что говорить, просто невозможно. Для решения этого вопроса на железной дороге была создана служба ВЧДЭ.

Вагонник на осмотре.
Вагонник на осмотре.

Человек-камертон!

ВЧДЭ – это вагонная часть депо по эксплуатации, все пункты технического обслуживания вагонов тоже находятся в ведении ВЧДЭ. Сотрудники этой службы занимаются текущим ремонтом вагонов, готовят вагоны к перевозкам, проверяют целостность и годность вагонов к перевозке, в том числе и в пути следования.

Именно к проверке исправности вагонов и относится эта непонятная, на первый взгляд, процедура. ВЧДЭшник идет вдоль состава и стучит металлическим молотком по колесам и буксам. Многие ошибочно думают, что делается это для того, чтобы стряхнуть грязь, нет. Стучат по колесам для того, чтобы услышать звук, и именно по звуку определить неисправность.

Микротрещины в колесе вагона.
Микротрещины в колесе вагона.

Ах, как звучит!

Колеса вагонов называются колесной парой, так как они посажены на ось и представляют собой единое целое, вращаясь вместе: два колеса и ось. Срок службы колесной пары рассчитан в среднем на 20-25 тысяч километров, но из-за разных условий эксплуатации и особенностей путей на колеса воздействуют факторы, из-за которых могут появится сколы и трещины, увеличивается степень износа. Все это может привести к авариям.

Как говорилось выше, машинисту просто не под силу самостоятельно обнаружить проблемы в пути следования за отведенное время стоянок. Поэтому обходчики на каждой станции во время стоянки идут вдоль состава и стучат по колесам, при стуке издается звук и по тону звука, обходчик определяет есть или нет неисправность. Если раздается звонкий громкий звук, то значит все в порядке, если звук глухой, то – колесо имеет дефект.

Колеса вагонов являются цельнолитыми, поэтому при наличии трещин звук не распространяется и становится глухим и гаснущим, а не заливисто-звонким. Законы физики работают всегда, и именно поэтому для проверки целостности колес стали использовать метод простукивания.

Лопнувшее колесо по трещине.
Лопнувшее колесо по трещине.

Звонко – можно следовать дальше, глухо – отцепка и ремонт. Быстрый и простой способ, применяющийся со времен первых литых колес и дошедший до сегодняшнего дня практически без изменений. А что тут улучшишь – способ прост, от того и идеален!

Вот такие «лайфхаки» применяются на железной дороге, надеемся Вам понравилась статья!