Друзья, всем доброго дня! Продолжим разбирать методику работы с бизнес-моделями, предложенную Остервальдом и Пинье.
Процесс создания и проработки бизнес-модели Остервальд называет «Дизайном». Он предлагает несколько методов дизайна бизнес-модели:
- подсказки потребителя;
- генерация идей;
- визуализация;
- прототипирование;
- сценарии.
Подсказки потребителя помогают понять, за что именно потребитель готов платить. Взгляд на бизнес с точки зрения потребителя – ключевой принцип дизайна бизнес-модели. Потребительская перспектива должна ставиться во главу угла при выборе ценностных предложений, каналов сбыта, типов взаимоотношений с клиентами и потоков поступления доходов. Необходимо не просто понять, что же хочет получить потребитель, а глубоко погрузиться в образ его мышления. Блоки, на которые влияет потребитель это: ценностное предложение, каналы, потоки поступления доходов и взаимоотношения с клиентами.
Для поиска перспективных направлений развития бизнеса необходимо ориентироваться не только на существующие потребительские сегменты, но и обращать внимание на новые или пока не охваченные сегменты.
Для ускорения и упрощения работы с потребительскими сегментами предлагается составить карту эмпатии, которая поможет выйти за пределы чисто демографических характеристик потребителя и лучше понять его среду, поведение, проблемы и радости.
Генерация идей — это творческий процесс, в котором появляются новые идеи и из них выбираются лучшие.
Важно не зацикливаться на потенциальных проблемах реализации сгенерированных идей.
Ранее в каждой отрасли существовала своя доминирующая бизнес- модель, выйти за рамки, которой, порой бывало очень сложно. Сейчас же эта ситуация в корне изменилась. Сегодня есть широкий выбор возможностей: на одном и том же рынке могут конкурировать самые разные бизнес модели, а границы между отраслями размываются или же исчезают совсем. Генерация идей в бизнес-моделях не имеет отношения к прошлому, потому что там нельзя найти подсказок к возможностям будущего. Этот процесс не имеет отношения и к конкурентам, потому что его задача – не копирование, а создание новых механизмов создания ценности и получения прибыли.
Непосредственно генерацию идей (чем больше, тем лучше), необходимо дополнить синтезом, в ходе которого идеи обсуждаются, комбинируются и прорабатываются таким образом, чтобы получить список наиболее жизнеспособных вариантов.
Для генерации идей применимы две методики: эпицентры инноваций в бизнес-моделях с использованием и технологию вопросов «что, если?».
Эпицентры инноваций. По мнению авторов, идеи для инновационных бизнес-моделей можно найти где угодно. Каждый из девяти структурных блоков бизнес-модели может стать источником идей. Преобразования при инновациях обычно затрагивают не один структурный блок. В бизнес моделировании выделяют четыре эпицентра инновации: ресурсы, предложение, потребитель и финансы.
Вопросы «что, если?». Часто сложно представить инновационную бизнес модель лишь потому, что в сознании сильна власть статус-кво, парализующая воображение. Один из способов преодолеть застой – попытаться подорвать традицию вопросом «А что, если?..».
А вы опробовали эти методы? Поделитесь результатом или впечатлениями в комментариях