Найти тему
Две Войны

Первый генерал СССР, которого немцы взяли в плен, и загадочные последствия- как сложилась судьба этого военного?

Оглавление

Генерал-майор танковых войск Андрей Герасимович Потатурчев командовал 4-й танковой дивизией 6-го механизированного корпуса (Западный фронт, Белоруссия). Его дивизия в 1941-м входила в тройку самых технически оснащённых военных частей Красной Армии: 510 танков. Из них 223 современных 43 – КВ-1; 20 – КВ-2; 160 – Т-34. А также – 95 бронеавтомобилей. Численность личного состава дивизии на начало войны – почти 11 тысяч солдат и командиров.

Мощный удар в пустоту – дивизия растаяла за неделю

Эта внушительная сила была брошена в контрнаступление 23 июня 1941 г., исполняя Директиву народного комиссара обороны №3.

Директива была авантюрной; наступление – ничем не обеспеченным: ни артиллерийской и авиационной поддержкой, ни разведкой, ни горючим и боеприпасами.

Дивизия Потатурчева ещё на марше понесла потери от хозяйничавшей в небе немецкой авиации. А затем – нанесла мощный удар по наступавшим немецким войскам под Гродно.

Только это был удар в пустоту. Оккупанты от своей авиаразведки знали, какой бронированный кулак на них идёт, и от крупного сражения уклонились. Маневрируя, они терзали наступавших ударами авиации, мобильной противотанковой и зенитной артиллерии.

Андрей Потатурчев. Довоенное фото. Фото в свободном доступе.
Андрей Потатурчев. Довоенное фото. Фото в свободном доступе.

4-я танковая дивизия нанесла гитлеровцам большие потери. А сама понесла ещё бо́льшие. Многие танки были потеряны из-за технических неисправностей, а потом – и из-за того, что кончились боеприпасы и топливо.

Остатки дивизии, фактически превратившиеся в пехоту, попали в окружение. Выбирались из него разрозненными отрядами. В одной такой группе шёл и генерал Потатурчев.

Тайна дальнейшей судьбы пленённого генерала

По официальной версии, Андрей Герасимович пытался выйти из котла переодетым в гражданскую одежду. Но был опознан (имел при себе документы, либо кем-то выдан немцам), и всю войну провёл в плену. После освобождения из концлагеря – умер в советской тюрьме 30 сентября 1945 г. (по другим данным – в июле 1947 г.)

Журналист М.Ф. Кадет утверждал: вдова генерала – известный советский врач-гинеколог Мария Алексеевна Потатурчева (1900-1980) – ему рассказала дело по-другому.

Брошенные на дороге Т-34. Лето 41-го. Фото в свободном доступе.
Брошенные на дороге Т-34. Лето 41-го. Фото в свободном доступе.

Немцы не брали Андрея Герасимовича в плен, а выстрелили, и сбросили с обрыва в речку, в камыши. Тяжело раненого Потатурчева выходили селяне. Оправившись от ранения, он выбрался с оккупированных территорий, и перешёл линию фронта в Тульской области.

На машине добрался Москвы, явился в наркомат обороны, где ему предложили дома написать подробное объяснение всего случившегося. Через несколько дней за ним приехала машина, и больше мужа Мария Алексеевна не видела. Передачи от неё вскоре принимать перестали. Потом сообщили, что 30 сентября 1945 г. Андрей Потатурчев умер в тюремной больнице.

Но точно неизвестно, действительно ли жена генерала всё это рассказывала журналисту, или он мистификатор.

Немецкий историк Пауль Карель в 1963 году писал: генерал Потатурчев в плену был. Это правда: в 2011 г. А.В. Исаев нашёл в Национальном архиве США протоколы допросов Андрея Потатурчева. И Карель, и Исаев полагают, что генерал Потатурчев попал в плен при попытке выхода из окружения, ещё в Белоруссии, в конце июня или первых числах июля 41-го.

А вот старожилы родного села Андрея Герасимовича – Ленино (Князищево) Тульской области – опровергают это. Двое стариков, которые в 1941-м были подростками, рассказывали: генерал в начале августа 1941 г. в гражданской одежде появился в родном селе. Несколько дней он провёл с родителями, а потом ушёл.

Как бы то ни было, в протоколах допросов генерала Потатурчева указано, что они проходили 29-30 августа 1941 г. в Бобруйске.

Схема, нарисованная Потатурчевым на допросе. Фото в свободном доступе.
Схема, нарисованная Потатурчевым на допросе. Фото в свободном доступе.

Что первый пленный генерал показал немцам на допросах

Потатурчев объективно охарактеризовал боеспособность своей дивизии. Т-34 назвал превосходной боевой машиной. Тяжёлые танки КВ охарактеризовал как слишком медленные, их моторы – как недостаточно мощные (быстро перегреваются). Зато КВ обладают мощной бронёй, которая делает их почти неуязвимыми.

Своими полковыми командирами он был доволен, потому что почти все они были опытными обстрелянными людьми, участниками финской войны. Однако основную массу офицеров в дивизии составляли люди молодые – технически грамотные, но неопытные.

Потатурчев начертил и подписал схему боевого состава своей дивизии накануне войны. Он негативно отозвался о комиссарах:

«Они стратегически неграмотны, но наделены такой властью, что без их подписи не имеет силы ни один приказ, подготовленный штабами».

На вопросы о высшем руководстве РККА Потатурчев ответил, что это великие люди и очень хорошие солдаты. Только Будённый и Ворошилов в военном отношении стоят ниже других, но они известны, любимы армией и народом.

🔵 «7 катеров сбили немецкий самолёт, и каждый записал его на себя»- советский ветеран флота рассказал о войне

Американцы в Дахау. Фото в свободном доступе.
Американцы в Дахау. Фото в свободном доступе.

Любопытна также характеристика, которую с арийским высокомерием написали немцы на основании общения с первым пленённым генералом РККА. Цитата:

«По внешнему виду и поведению – человек примитивного склада. В одежде русского рабочего, которую он носил, в нём никак невозможно угадать офицера высокого ранга. Поведение неуверенное и сдержанное. Перестаёт быть робким только тогда, когда к нему относятся вежливо и предупредительно.
В осанке отсутствует строгость и уверенность, которая характерна для немецкого офицера. По словам переводчика, он не выбирает выражений и употребляет обычные русские сквернословия, чем показывает отсутствие завершённого воспитания и образования».

После допросов генерал Потатурчев был отправлен в концлагеря, где к концу войны он совершенно подорвал своё здоровье. С гитлеровцами Андрей Герасимович не сотрудничал: среди власовцев и других предателей его, как известно, не было. Освобождён он был из Дахау американскими военными.

По официальной версии, по прибытии в Москву его отпустили домой, но через несколько месяцев арестовали для «спецпроверки». В тюремной больнице Андрей Потатурчев умер. Лишь в августе 1953 года его вдову пригласили в пенсионный отдел Министерства обороны СССР и сообщили о назначении пенсии за мужа.

У генерала Потатурчева было двое детей: дочь 1924 года рождения и сын, 1925-го. В апреле 1944 года 18-летний Владимир Потатурчев погиб при освобождении Севастополя, о чём в Книге памяти города-героя есть соответствующая запись. Война проехала тяжёлым танком по этой семье. Как и по многим другим семьям в России.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!

А как Вы считаете, говорил ли Потатурчев правду на допросах?