Автомобиль считается символом свободы. Их так и рекламируют — бескрайние прерии или безлюдные улицы городов, никаких препятствий, пробок и проблем с парковкой. В реальности автомобиль — большая обуза, иначе откуда бы взялось столько фрустрированных защитников прав автомобилистов? Другое дело — велосипед.
Никакого регулирования
Водительский стаж начинается с уроков вождения и муторной подготовки к экзамену в ГИБДД. «Гениальная» идея обязать велосипедистов получать права периодически всплывает то здесь, то там, но в реальности она не просто вредна и бессмысленна, но и трудно реализуема. Чтобы безопасно передвигаться по городу на велосипеде достаточно изучить базовые правила дорожного движения — и путь открыт. В идеале такое обучение должно быть частью школьной программы — и мы когда-нибудь к этому придём. Кстати, если вы до сих пор так и не научились ездить велосипеде, воспользуйтесь самоучителем.
Без пробок
Если без преувеличений, то риск застрять в очень плотном транспортном потоке у велосипедиста все-такие есть, особенно, если впереди автобус или грузовик. Но этот риск сильно меньше, чем у автомобилиста, который теряет время в трафике по умолчанию. И это в любом случае пробка — это проблема, с которой легко справиться, объехав затор по параллельным улицам, тротуарами и так далее. Велосипед не спасает от пробок на все сто, но дает дополнительную возможность для маневра.
Без регистрации (и смс)
Свежекупленный велосипед не надо регистрировать в ГИБДД — накачайте колеса, отрегулируйте седло и поезжайте на все четыре стороны. Можно без всяких формальностей воспользоваться велосипедом друзей или одолжить им свой, доверенности не нужно. Правда, у этой свободы есть оборотная сторона — угнанный велосипед сложнее отследить. Но есть один секрет: на раме каждого велосипеда имеется серийный номер, который желательно скопировать или сфотографировать. Так вы сможете доказать право собственности, если велосипед угонят, а потом найдут.
Не надо страховать
Вообще-то возможность добровольного страхования от угона нам бы не помешала — в некоторых странах она есть, но у нас эта идея как-то не прижилась. Что касается страхования ответственности, то вероятность повредить чужое имущество у велосипедиста невелика. А риск получения травм сильно зависит от того, как именно вы его используете — для спортивных поездок (гонки, MTB и т.д.) он существенный, а для спокойных городских значительно ниже, так что обычной медицинской страховки вполне достаточно.
Не надо получать права
“Надо, надо!” — кричат нам защитки прав автомбилистов. Реальность такова, что по своим “ходовым характеристикам” велосипедист гораздо ближе к пешеходам, чем к моторизованному транспорту. Необходимость строго регулировать водителей — включая тесты на знание ПДД, — прямое следствие того, что автомобили опасны для окружающих. Велосипед транспортным средством повышенной опасности не является, поэтому права не нужны.
Ездит на энтузиазме и продуктах питания
Цены не бензин — вечный повод для разговоров, тревог и недовольства. Но дело даже не в этом — вы видите, как расходуется топливо и машина буквально ест ваши деньги. На самом деле велосипед тоже требует энергии — она поступает вместе с продуктами. Еда тоже не бесплатна и даже хуже — цены на нее растут прямо сейчас. Но вы не знаете, как именно потрачена энергия, которую вы получили вместе с последним приемом пищи, — сколько ушло на велосипед, сколько на умственную деятельность или просто на поддержание жизнедеятельности организма, пока вы лежали на диване. Иными словами, есть придется в любом случае. А вот бензин можно и не покупать.
Не нужна специальная парковка
Хорошо, когда в городе много велопарковок. Еще лучше, ели они стоят в правильных местах, а не как попало. Но это явно не наш российский случай. С другой стороны, мы и так прекрасно справляемся — выручают всевозможные столбы и неизменные заборы. В отличие от автомобилей, велосипеды не занимают много места, поэтому имеют право парковаться везде, где пожелают.
Стоит недорого
Ок, прямо сейчас цены на велосипеды растут, и почти наверняка нас ждет беда с поставками из-за границы, но все это не идет ни в какое сравнение с ценами на автомобили. Если велосипед нужен чтобы ездить, а не чтобы красоваться, то реально уложиться в 20-30 тысяч рублей. Кстати, если велосипеда пока нет, лучше поспешите с покупкой.
Делает нас лучше
Это касается и физической формы и эмоционального состояния. Если ездить на велосипеде регулярно, то рекомендуемые врачами нормативы по физической нагрузке будут закрыты. Плюс к этому есть куча исследований, которые показывают, что велосипед снимает стресс, повышает способность к концентрации внимания, улучшает сон и в целом дико полезен для психики.
Минимум вреда планете
Углеродный след велотранспорта прямо зависит от того, что вы едите. Вегетерианская пища локального присхождения лучше мясной и имортированной. Но даже если питаться исключительно стейками из аргентинской говядины, то ваша поездка вредит планете куда меньше, чем передвижение на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания.
Минимум риска кого-то убить
Когда мы видим чудовищную статистику ДТП надо понимать — это разговор не только о потерянных жизнях, но и о людях, ставших убийцами. И не стоит думать, что виновниками летальных ДТП бывают исключительно пьяницы, идиоты и другие люди, с которыми у вас нет ничего общего. Если безопасность не заложена в дизайн улиц, такая беда может случиться с каждым. Это если вы на машине. Риск убить человека для велосипедистов минимален. По причине своей исключительности такие случаи сразу попадают в СМИ. Просто вспомните, когда вы читали об этом в последний раз?
Если бы города строились вокруг велосипедов, никто бы не жаловался
Широкое распространение автомобилей в ХХ веке полностью изменило подход к градостроительству. Города стали расползаться во все стороны, порой принимая нечеловеческий масштаб. Жерствой автомобилизации стали историческая застройка и зеленые насаждения. Улицы стали шумными и пыльными. Города, в которых велосипед важней машины, не так много, но обстановка там куда приятней.
И никаких ремней безопасности
Комментарии не требуются.