Найти в Дзене

Нацистские айнзацгруппы: почему психически здоровые люди убивали женщин и детей?

Оглавление

Вторая Мировая война закончилась более 70 лет назад, о ней уже все вроде бы известно. Но до сих пор главный вопрос о нацизме остается без ответа: как молодые, психически здоровые и культурные мужчины могли спокойно убивать сотни тысяч беззащитных людей, маленьких детей?

Можно сказать: война есть война. Но до Второй Мировой не было еще такого, чтобы вражья сторона формировала специальные боевые подразделения для истребления мирного населения. Лишь в начале XX в. культурная и развитая Германия вдруг начинает организовывать батальоны сознательных палачей — «айнзацгруппы». Они не участвовали в боевых действиях, а следовали за немецкими войсками и методично убивали «неправильное» местное население (евреев, цыган, партизан, коммунистов). Изначально на службе в таких группах состояло около 3000 человек, впоследствии к ним присоединялись команды добровольцев из местного населения.

Только на территории СССР айнзацгруппами было уничтожено около 750 000 человек. Всего же этими подразделениями было зверски убито около 2 млн человек. Поскольку большинство мужчин было на фронте, эти миллионы в основном состояли из детей, женщин и стариков.

-2

О добровольности вступления в группы

Ужасающие масштабы преступлений, совершенных айнзацгруппами, были выявлены благодаря американскому прокурору Бенджамину Ференцу, одному из главных обвинителей на Международном военном трибунале в Нюрнберге. Именно он, наткнувшись на секретные материалы гестапо, инициировал в 1947 г. отдельные судебные разбирательства по деятельности айнзацгрупп. Главный вопрос, который поднимался на судебных слушаниях: как культурные, воспитанные на Законе Божьем молодые люди стали членами карательных отрядов? Неужели никто из них не пытался дать моральную оценку приказам убивать мирных людей и детей? Однако все подсудимые говорили одно и то же: что не имели права подвергать сомнению приказ.

Прокурор Б. Ференц провел тщательное исследование, распространялся ли военный закон о расстреле за невыполнение приказа на членов айнзацгрупп. Как выяснилось, ни одному из офицеров в случае отказа не грозила ни смерть, ни тюрьма. В худшем случае — перевели бы в другие войска. Но при этом, согласно документам, ни один человек за все время существования айнзацгрупп не просил о переводе.

-3

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Кто входил в состав айнзацгрупп?

Создается впечатление, что в эти подразделения набирали криминальных личностей. Но оказалось, что айнзацгруппы считались элитными войсками СС и формировались с особой тщательностью начальником Главного управления имперской безопасности Рейнхардом Гейдрихом. Напомним, что именно ему принадлежала идея об окончательном решении «еврейского вопроса», и айнзацгруппы стали средством для ее воплощения. Нехватки кадрового состава не было. Командовали подразделениями исключительно генералы, среди которых были и ветераны Первой мировой войны. Почти все подсудимые по делу об айнзацгруппах были прекрасно образованными, большинство имело несколько университетских дипломов, а некоторые — даже докторские степени. Таким образом, командирами групп были не воры в законе или серийные убийцы, а элита немецкого общества. Один из них (Эрнст Шимановски) имел даже теологическое образование и был пастором.

Что же двигало этими людьми? Почему они начали совершать массовые убийства, как рутинную работу, без угрызений совести?

Нормальные люди или психопаты?

Прокурор Б. Ференц через много лет после судебного процесса в одном интервью с горечью сказал: «Во время процесса… меня поразило отсутствие у подсудимых и намека на раскаяние, на сострадание к миллионам убитых и замученных людей... Этого я никогда не забуду».

Непризнание себя виновным, оправдание своих действий невозможностью нарушить приказа встречается на каждом судебном разбирательстве по делу нацистских преступников. Складывается впечатление, что это сумасшедшие люди, живущие по каким-то своим извращенным законам. Но, может, это был какой-то массовый психоз, неизученная аномальная реакция психики?

Этим вопросом во время Нюрнбергского процесса вплотную занимались два американскими психиатра – доктор Д. Келли и доктор Г. М. Гилберт. Они работали с подсудимыми больше года.

Доктор Келли поначалу был уверен, что все подсудимые – психопаты, ведь у них, как у психопатов, отсутствовали совесть и чувство вины. Проведя множество тестов, он с изумлением выявил, что большинство подсудимых показало отсутствие творческого потенциала и неразвитое воображение, но невероятно высокий уровень интеллекта. Патологической склонности к насилию не было обнаружено ни у кого. Единственное, что отличало нацистских преступников от обычных людей — полное отсутствии эмпатии, т. е. сопереживая другому человеку.

Факт, что подсудимые оказались нормальными людьми, привел ученых к страшному предположению: любой человек мог бы сделать то же, что и они.

Тогда доктор Д. Келли и доктор Г. Гилберт сошлись во мнении, что поведение нацистских преступников невозможно объяснить с точки зрения психиатрии и его нужно рассматривать в контексте категории зла. Ведь «зло, – писал доктор Гилберт, – это полное отсутствие эмпатии. То есть неспособность чувствовать боль другого». Иными словами, зло рождается из неспособности любить.

О природе зла

Свой вклад в исследование вопроса о «личности нациста» и природе зла внесла американский философ Х. Арендт. В 1962 г. она в качестве корреспондента присутствовала на суде в Иерусалиме, где подсудимым был А. Эйхман, один из главных «архитекторов Холокоста».

«Как увязать шокирующую посредственность этого человека с чудовищными поступками, которые он совершал?» – с удивлением писала о преступнике Х. Арендт. Перед судом предстал обычный бюрократ, «чья совесть была перевернута с ног на голову» той идеологией, которая существовала в нацистском обществе.

А. Эйхман в зале суда
А. Эйхман в зале суда

Это натолкнуло философа на вывод: «Величайшее, чудовищное зло в мире совершается ничтожными людьми, у которых часто нет никаких собственных убеждений». Такие люди пассивно принимают, как норму, установленный в данном обществе порядок и добросовестно выполняют обязательства, предписанные им действующим законом. И если этот закон велит убивать, то они убивают, не чувствуя никакого морального дискомфорта. В таких случаях человек как бы «отказывается слышать голос совести и смотреть в лицо действительности». Х. Арендт назвала этот феномен «банальностью зла».

Как и другие, А. Эйхман не чувствовал за собой никакой вины и по заключению медэкспертизы был признан совершенно вменяемым.

Где же кроется корень такого зла в человеке?

Жить в раю или в аду — наш выбор

Причину неспособности любить и сострадать другому человеку находим, взглянув на вопрос с духовной точки зрения.

По учению Церкви, кроме видимого физического мира, нас окружает еще мир духовный, в котором помимо ангелов есть и бесы, совершенно неспособные любить и сострадать. Сегодня большинство людей считают это «поповской выдумкой», хотя их воздействие на людей подтверждается многими фактами.

Святые отцы говорят нам, что всякий человек ежедневно подвергается воздействию мыслей, которые воспринимаются им как свои, но таковыми не являются. Прп. Варсонофий Оптинский писал: «Мысль не просто приходит и уходит. Иная мысль может погубить душу человека, иной помысл заставляет человека вовсе повернуть на жизненном пути и пойти совсем в другом направлении, чем он раньше шел». И если человек принимает дурные помыслы регулярно, то со временем становится похожим на тех, кто их посылает. Психически такие люди остаются совершенно нормальными, но их совесть и воля парализуются, они больше не способны различать, где добро, а где зло.

События Второй мировой войны открыли нам тайники души человека и показали чудовищную глубину его падения. Самый страшный вывод, который никто не отважился озвучить вслух: в этой пропасти может оказаться любой из нас.

Но в этом нет ничего нового для мира и для христианина. Мы знаем из Библии, что человеческая природа поражена грехом. И человек, забывающий о своем главном предназначении – служить Богу, в какой-то момент в силу обстоятельств, убеждений или характера может стать чудовищем, не заметив этого.

Святые отцы говорят, что ад и рай находятся внутри каждого из нас, и только нам решать, что возделывать в своей душе, слышать ли тихие слова Бога: «Жизнь и смерть предложил я тебе. Я прошу тебя, выбери жизнь».

По материалу: https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/79617-nacistskije-ajnzacgruppy-mogli-li-normalynyje-lyudi-massovo-ubivaty-detej

-5

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ