Найти в Дзене

А вам не кажется, что вы концовку слили?! (Продолжение)

Оглавление

Здравствуйте
Итак, продолжаем разговор о слитой концовке. Конечно,
проблемы планирования и технические решаются.
А вот еще две группы проблем, влияющих на концовку, иногда неистребимы.

1 (3). Проблемы времени

Нехватка времени – многие участники литературных конкурсов постоянно об этом говорят. Не только они. Романисты тоже стараются уложиться в определенный срок.

«Сроки поджимают – не успел».

«Я пишу медленно, потому что изначально долго думаю о том, как всё должно закончиться. Если я меняю что-то в персонаже или его поступках в произведении, то снова заморачиваюсь: снова продумываю финал. Ведь я изменила перса, значит, и финал может быть другим. Долго писать. Ну, или когда лимит по знакам уже на горизонте, то загоняешься по поводу того, что надо сворачивать удочки».

На мой взгляд, это типичная отмазка, не имеющая отношения к реальности. Но это долгий разговор. Да и потом, что писателю важнее: написать хороший рассказ или побыстрее отослать что-то на конкурс, авось, пройдет? Роман за год, два – да что вы! А как же заработок на Литнете или Литресе? Такое вот сегодня положение.

Распространенные ошибки

«Ножницы». Автор в конце все скомкал, оборвал все линии, вся концовка – один абзац в рассказе или страничка в романе.

«Пересказ». Времени нет, а потому можно же не рассказать, а пересказать, правда? И места меньше займет.

«Продолжение следует». То есть концовки нет вообще.

2 (4). Психологические проблемы

Их очень много, и у каждого писателя разные: тут и подражание, и желание попасть в «модную литературную струю», и особенности мировоззрения, и стеснительность типа «а что обо мне подумают», и авторитетное влияние со стороны, и другое. Даже возраст.

«Автор считает, что если ты не пишешь мрак, безнадёгу – «как-в-жизни» и «а вот фиг вам», то ты не взрослый. Потому что взрослые, умудрённые жизнью, «повидавшие кой-какое дерьмо» писатели — шизотипические, циничные ублю...ки. И надо быть «на коне», чтобы тебя серьёзно воспринимали и уважали».

«Многие авторы сильно впечатляются фильмами. Причём, фильмами, в которых героя сильно д… У них сердечко кровью обливается в предкульминационный момент. Тем более, там часто красивые планы и спецэффекты. И вот автор под впечатлением пытается передать свои эмоции в сценке, которую пишет, вкладывая те самые эмоции. Он не понимает, что элемент сам по себе не имеет ценности, если нет всей остальной истории – с нагнетанием, переломом и победой. Он пытается выковырять колбасу из оливье, полагая, что рубленная колбаса вкуснее. Он переносит кусок чужого на своё. Ладно бы учился самому конструированию сюжета, нет. Силёнок и понималки не хватает. Он берёт только «лучший» эпизод и пытается написать так ВСЁ».

Ошибки

«Да будет свет!» Автор даже жутчайший хоррор умудряется насильственным путем превратить во что-то светлое. Как правило, это не получается.

«Да будет тьма!». И наоборот: в самой светлой истории, он найдет «грязь, черноту», которой и нужно, на его взгляд, все завершить, потому что «нет в жизни счастья».

Плагиат. Автор берет чужую концовку, переделывает в свою – авось, никто и не заметит.

«Откровенность». Автор считает, что в конце он непременно должен высказать свою позицию по всем вопросам, откровенничает без стеснения, забыв о том, что его позиция может и не совпадать с позицией героя.

► «Застенчивость». Наоборот: автор «маскирует» все, что только можно. В результате получается концовка ни о чем.

► «Я оригинал». Автор решает, что концовка должна быть обязательно нестандартной, потому изо всех сил придумывает что-то, что противоречит не только логике сюжета, но вообще всему на свете.

Концовка «Я гений». Да, проблемы решаются, но писатель вдруг обнаружил, что не реализовал до конца свой потенциал. Он начинает вставлять неуместный юмор, анекдоты, аргументы и факты, гипотезы и концепции, передавать свои знания обо всём на свете, часто впопыхах вкладывая всё это в уста героев, создаёт множество диалогов, ничего не добавляющих к сюжету.

Подведем итоги. Понять ошибки просто. Почему же писатели их допускают? Вспомнить о правилах концовки нужно бы не тогда, когда она уже написана, а ещё при планировании произведения. Одно из важных правил — не начинать книгу, не зная, что же будет в конце. Хотя бы приблизительно. Как раз при подходе «наоборот» писатель или бросает начатое, или пишет концовку «абы как».
Что посоветовать? Конечно, есть что, но тут все еще индивидуальнее, чем для предыдущих двух групп проблем.

-2

И все же – а как нужно? Какие бывают концовки и насколько они эффективны? Об этом дальше.

Спасибо писателям, которые нашли время ответить на мои вопросы): Тим Яланский, Марика, Тихонова, Андрей Волковский, Наталья Дементьева, Зоя Ануфриева, Вероника Князева.

Вариант статьи на сайте
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература