Найти в Дзене

А вы концовку слили!

Здравствуйте
Ошибки концовка произведения – увы, распространенное явление. Возникают они по разным причинам. Я напомню, что эти ошибки можно объединить в пять групп.

Вчера мы с вами рассмотрели четыре группы, а сегодня поговорим о пятой – особенной.

Концовка слитая

Это особый вид концовки при очень хорошем начале, когда автор не знает (или не понимает), как ему разрешить проблемы, поставленные в произведении вопросы, как завершить начатое раскрытие идей. Потому он по-разному «сливает» концовку:
– неосознанно (то есть ему кажется, что все хорошо»),
– осознанно (торопится завершить по каким-то причинам).

Я задавал вопрос: «Что такое «слитая концовка». В чем ее причины?» – писателям, судьям литературных конкурсов, потому буду в статье цитировать некоторые ответы. Вместе мы определили четыре группы слитых концовок.
А все распространенные ошибки, которые я назову в каждой группе, суммируйте.

1. Проблемы планирования и самого процесса

«До какого-то момента автор знал, как развернутся события, им запланированные в рассказе, а потом сам себя загнал в тупик, не продумав, чем всё должно закончиться. То есть сёл писать, окрылённый идеей, не продумав всё от начала и до конца».

«Не знаю концовку, потому что у меня в голове события сильно дальше ушли».

С одной стороны, писать без плана, не продумывая особо все элементы сюжета, конечно, можно. Эффективно ли?

► С другой стороны, тщательное планирование может вызвать «перегорание». Автору надоела собственная история, он охладел к героям и их приключениям, потому быстренько все завершил.

«Автор понял, что налажал, печально посмотрел на тысячи уже отписанных знаков... И ему жалко стало и лениво переписывать. Ибо каков сюжет! Какая динамика! Какой слог. Жалко сил и времени… Человек же читает произведение, а не финал».

Жалко потраченных сил, жалко переделывать уже написанное, а то и попросту лень. Да, такое бывает. Наверное, все знают, как сложно сокращать произведение, выкидывать то, что тебе самому кажется отличным, переписывать главы и прочее. Однако представьте картину: мужчина носит любимую рубашку с прожжённой дыркой от утюга на спине. Ну и что? Ее не видно, сверху пиджак или свитер. Ничего же страшного? Правда, сам он о дырке знает, но жалко же выбрасывать. И вот в один прекрасный (не для него) день он оказывается в ситуации, когда ему нужно… хм… раздеться. Далее додумайте сами. ☺

Итак, ошибки:

Банальность (обесценивание сюжета) концовки. Примеров море: «мне всё приснилось», «произошло чудо», «герой болел, а теперь выздоровел», «вышел из комы (летаргии), в которой всё и привиделось», «вмешались неведомые силы (бог, дьявол, друзья, кошелёк с деньгами)».

► «Обязательный хэппи-энд». Автор решает сделать хорошую концовку без должных на то оснований. Ну, да, герой у меня без ног остался, зато он счастлив с любимой девушкой. Такая концовка может быть, конечно, но достоверная на 100%.

► «Поскорее всех убью, ибо надоело писать». Название концовки говорит само за себя.

2. Проблемы технические

► Собственно, это проблемы недостаточности опыта, знаний, мастерства в определении проблематики, идеи, разрешения ситуаций и т.д.

«Недостаточно опыта – не знает, как работать с финалом».

«У меня есть представление, о чём я пишу или хочу сказать. Но иногда о чём я хочу и в чём проблема – не сходятся просто».

«Поставил одну проблему, а пришёл к другой».

«У меня часто в голове и идея есть, и герои, и начало с концовкой. Все так стройно и мило в голове. Но при этом без подробностей, и многие связки опущены. А начинаю писать – и надо все детали прописать, логическую связь выстроить. А она не выстраивается, и все тут. Будто я искусственно начало с концом сплетаю и выходит непонятно для читателя, отчего же вот такой финал. Не верит в него читатель. Выходит, я изначально в голове связываю те вещи, которые не связываются на деле».

«Наверное, я не ставлю себя на место героя. Что для него проблема и какое решение».

► А еще, даже если у автора интересная идея и не менее интересное решение, бывают проблемы с языком, неумением все записать.

«Обыкновенное неумение давать ответ на вопрос. То есть автор пишет фальшивую концовку, которая не может подменить реальную. Например, завершает хохмочкой».

Ошибки:
«Три сосны». Автор заблудился в собственных идеях, перескакивает с одной на другую, в итоге не раскрывается ни одна.

«Три тополя на Плющихе». Автор видит варианты решения проблем и «запихивает» сразу все в концовку, мол, читатели разберутся.

«Цепь на дубе». Автор описывает листву, корни, ствол, но не то, что отличает дуб от других дубов – цепь. А проще: он забывает о самом важном, делая акцент в финале на второстепенных вещах.

► «Вишня у дороги». Помните стихотворение? Посадил старик у дороги вишню – и все, дело сделал. По сути, это открытая концовка. Автор не знает, как все завершить, потому хитроумно предлагает читателю ответить на вопросы самому.

Напишу кое-какие советы, но тут все индивидуально. Еще почему-то многим кажется, что учиться не нужно, ех. А я люблю учиться ☺!

-2

Далее посмотрим еще на две, не менее интересные группы слитой концовки.
Спасибо писателям, которые высказались по этой теме: Тим Яланский, Марика, Тихонова, Андрей Волковский, Наталья Дементьева, Зоя Ануфриева, Вероника Князева.

Вариант статьи на сайте
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература