Найти тему

Никому не нужные. Вся правда о беспризорниках.

Оглавление

Неумытые, в рваной одежде, с бегающим взглядом и грустными глазами. Раньше портрет беспризорных детей был именно таким. Но современные обитатели улиц выглядят совсем иначе. Они уже знают, как постоять за себя, чем заработать на еду и о чем разговаривать со взрослыми. Кто же такие беспризорники?

История появления.

Такое понятие, как "беспризорник", появилось ещё в Древней Руси. Тогда им называли детей, оставшихся без родителей. Было принято воспитывать беспризорников общими усилиями.

В годы правления Ивана Грозного к беспризорным детям стали относиться с презрением. Для них создавались богадельни, главным принципом воспитания в которых было наказание. Это уже позже, с приходом к царствованию Петра и Екатерины, сирот обучали грамоте, работе, прививали им основные ценности, да и вообще, старались проявлять о них заботу.

Рост детской беспризорности совпал в 19 веке с началом Первой мировой и Гражданской войны. К 30-м годам смотреть за перемещением бездомных несовершеннолетних поручили охране путей сообщения. На вокзалах дежурили педагоги-воспитателя, которые не только следили за обеспечением всех детей, не имеющих кров, питанием, но и организовывали их досуг.

Еще одна волна маленьких бродяг пришлась на 90-е годы. Связана она была с распадом СССР, бедностью и ухудшением нравственного воспитания в семьях. Родителям, оказавшимся в тяжелых материальных условиях, попросту было не до детей. В обществе царил криминал, и несовершеннолетних часто привлекали к занятиям проституцией и торговлей наркотиками. Военные конфликты в дружественных странах способствовали притоку детей, оказавшихся без родителей, в Россию.

Спад детской беспризорности пришелся на начало 2000-х, и хотя сегодня цифра скитающихся на улице детей не так велика, проблема до сих пор существует.

Как жили и живут беспризорники.

Жизнь беспризорных детей в начале 20-го века была похожа на фильм ужасов. Поскольку детские дома уже не могли принимать всех под свою опеку, было решено отправлять сирот в хорошо обеспеченные патронатные семьи. С ними не церемонились: заставляли работать, били, оставляли без еды или топили в реке из-за отсутствия возможности прокормить. Многие из приемных детей были рождены от болеющих сифилисом или туберкулезом родителей. Болезнь они приносили с собой, заражая членов опекунской семьи. Другие скитались по улице, продавали себя, выпрашивали милостыню или занимались кражами.

Излюбленным местом ночлега таких детей были заброшенные дома. Спали они на полу, прикрывшись лохмотьями. По их маленьким телам бегали вши и тараканы. Очень часто дети сами выбирали улицу вместо приюта или опекунской семьи. Там у них, по крайней мере, была возможность выжить. Многим уличная жизнь казалась чем-то романтичным: преступления, насилие, алкоголизм процветали среди малолетних скитальцев.

С установлением советской власти сирот стали отправлять в деревенские семьи, не спрашивая, смогут ли опекуны прокормить ребенка. Одним приходилось травить приемышей, чтобы прокормить собственную семью. Другие могли выставить навязанное чадо на улицу, где оно было вынуждено побираться. Очень часто сироты “кочевали” из семьи в семью, где терпели побои и голод.

В 20-х годах резко сократилось финансирование детских домов, и вопрос о патронате встал вновь. Опекунов агитировали листовками, где призывали дать приют сиротам и относиться к ним, как к родным детям. Но заботу о беспризорных проявляли редко. Чаще несовершеннолетние не имели собственной одежды и подвергались сексуальному насилию. В некоторых регионах, чтобы выполнить план по разгрузке детских домов, детей просто выпускали на улицу. Там они умирали от переохлаждения или сами сводили счеты с жизнью. Бродяги примыкали к преступным группировкам, где действовали суровые правила, схожие с тюремными. Был “вожак” и были “слабые”, которых били, унижали и заставляли воровать. Дети рано начинали половую жизнь, играли в карты и торговали собой. Банды подростков совершали взломы, квартирные кражи, часто помогали взрослым преступникам.

Отношение к приемным воспитанникам изменилось во время Великой Отечественной войны. Количество детей, оставшихся без родителей, в те времена еще больше возросло. Их отцы и матери гибли под обстрелами, дома были разрушены. В приемные семьи тогда брали по четверо-пятеро детей и относились к ним с теплотой и заботой. Тем не менее детская преступность имела место. Воровство и мошенничество было самым частым явлением, еще одной волной правонарушений стали сексуальные насилия, совершаемые детьми. За преступления беспризорные отвечали по закону: их отправляли в колонии. Тогда же появились и детские комнаты милиции.

К 60-м годам понятие “беспризорник” стали использовать все меньше, тем не менее, приемники при милиции никогда не пустовали. А к 90-м вокзалы, стройки, подвалы и улицы вновь заполонили дети.

Сегодня беспризорными считаются как дети-сироты, так и те, чьи родители не выполняют должным образом обязанностей по воспитанию. Чаще всего они сами выбирают такой путь: жить на улице, никому не подчиняться, заниматься кражами и проституцией. Их влечет вольная жизнь, возможность попробовать все ее соблазны. Именно поэтому чаще всего несовершеннолетние, оказавшись на улице, рано начинают употреблять алкоголь, курят, нюхают клей и, как и прежде, идут на кражи и другие преступления. Есть и те, кому на улице спокойнее, чем дома, поскольку их родители пьют, ведут аморальный образ жизни, не выполняя своих обязанностей.

К сожалению, сегодня все чаще беспризорные дети являются легкой наживой для преступного мира. Их часто используют для торговли наркотиками и съемок порно. Несмотря на принимаемые государством меры, пока еще забыть слово “беспризорник” невозможно.

Буду благодарна за подписку, лайк или комментарий :)

Я на Ютуб:

https://www.youtube.com/channel/UCLLcR5QEUz09FlwtqTXwzUQ