Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Подведение итогов. Какие формирования из коллаборационистов были созданы к январю 1942 года?

Мы возвращаемся к теме формирования Вермахтом подразделений из коллаборационистов. Итак, если просуммировать все доступные данные, то в период с ноября 1941 года по январь 1942 года вермахтом формировались следующие части:

-казачьи и конные сотни при штабах тыловых районов

-«подводники» (транспортные колонны на конной тяге)

-пионерные (саперные) подразделения для разминирования местности

-эстонский шуцманншафт (на тот момент, он считался фронтовым, и создавался армией)

Кроме этого, полицейскими частями в составе штабов тыловых округов формировались:

-украинская вспомогательная полиция и шуцманншафт

-местная «милиция»

Для создания казачьих формирований, из отдела 1с штаба 18-й армии был откомандирован лейтенант фон Клейст (родственник того самого фон Клейста). Сохранилась переписка штаба тылового района 101 (группа армий «Север») о том, что, вопреки ожиданиям, нужного количества желающих казаков не нашлось, и создается смешанная конная сотня из украинцев, белорусов и казаков. Причем, доминирующее положение в этом формировании занимали отнюдь не казаки, а, именно украинцы (списки есть).

Просчет немецких «консультантов» - радетелей за «поруганное казачество» заключался в том, что проживая вдали от своей страны, они не видели изменений. За 20 лет выросло совсем другое поколение. В эмигрантских газетах стали писать о «потерянном поколении», о «молодежи, испорченной большевиками».

Но, может, в других группах армий было иначе? В группе армий «Центр», в 102-м штабе тылового района (несмотря на большое количество пленных из разгромленного 6-го казачьего кавкорпуса им. И.В.Сталина) у Кононова тоже не очень получалось создать даже сотню. Сформировали ее только к январю 1942 года.

Группа армий «Юг» (103-й тыловой район) формировала сразу две сотни (в 213-й охранной дивизии и в 444-й), но тоже не очень быстро, тоже к январю 1942г. Их тоже не получилось назвать «казачьими», числились они пока «конными», пока не придумали название «украинский казак» (нет-нет, не запорожский, а, именно украинский).

-2

Эстонский шуцманншафт (армейского разлива, те батальоны, которые потом начали называть «фронтовыми») тоже формировался не быстро. Это связано отнюдь не с приписываемой эстонцам медлительностью. Быстро удалось сформировать из бывших пленных лишь несколько частей:

-эстонский охранный отряд «Дорпат» (Abteilung Dorpat), в дальнейшем, 37-й «фронтовой» батальон шума[1]. Отряд подчинен 207-й охранной дивизии, и придан резервному полицейскому батальону.

-учебная сотня «Дорпат» (Stamm-Hundretschaft)

-пионерный отряд «Дорпат» (в стадии формирования)

-эстонский охранный отряд «Филлин» (Abteilung Fellin), в дальнейшем, 38-й батальон[2]. Подчинен 285-й охранной дивизии, придан 65-му резервному полицейскому батальону

-эстонский охранный отряд «Полтсама» (Abteilung Poltsama), затем, 39-й батальон, Подчинен 281-й охранной дивизии, придан 2-му резервному полицейскому батальону.

-латвийский пионерный отряд «Абренне» (в стадии создания)

Было начато формирование эстонского шуцманншафта «Плескау» (Псков), но это формирование числится еще не сформированным.

«Чистый» (гражданский) шуцманншафт тоже формировался:

-латвийский отряд «Рига»

-латвийский батальон шуцманншафта (в стадии формирования), будущий 18-й батальон.

-две литовских сотни шуцманншафта («Микелкас» и «Герлаускас»)

-литовский отряд «Вильна»

Но, это Прибалтика. Наибольшее распространение получили украинские полицейские части (ukrainische Hilfpolizei), но шуцманншфт батальон был создан пока только один (бывшие «Роланд» с «Нахтигалем», которые понизили до шуцманов).

Исторически сложилось так, что большая часть Дулагов была укомплектована за счет украинцев (суммарно, в персонал дулагов было принято около 2 тыс. украинцев).

Следующим видом «восточных» формирований, стали роты трофейных танков.

Дабы не было путаницы, сразу поясню: были роты и взвода трофейных танков, с «восточным» контингентом, укомплектованные «на местах» штабами тыловых районов, и были штатные роты трофейных танков, прибывающие на фронт в укомплектованном составе.

Более того, ротами назвать эти формирования очень трудно. Скорее танковый взвод. 10 танков (по штату) это не рота.

-3
Танковые роты в группе армий !Север!
Танковые роты в группе армий !Север!

Противник в своих документах жалуется, что советские танкисты и летчики практически не идут на «сотрудничество». Возможно, именно с этим связаны проблемы в формировании танковых рот в группах армий «Центр» и «Юг», в них роты формировались с задержкой, и, некоторые роты эти прибыли в тыловые районы уже укомплектованными не только трофейной материальной частью, но немецкими экипажами. Изначально, идея была совсем другой.

В группе армий «Север» ситуация была иной. За счет трофейной советской материальной части, пополнения ее английской и французской материальной частью, укомплектования экипажей за счет бывших военнослужащих-прибалтов.

К февралю 1942 года были сформированы четыре танковых роты (в 207, 281 и 285 охранных дивизиях, и при 3-м полицейском полку).

Подводя итоги первого полугодия войны, следует отметить, что более или менее активно шли на сотрудничество с противником пленные, уроженцы тех районов, которые недавно вошли в состав СССР (что, в принципе, логично).

Ставка на казачество, на том этапе оказалась ошибочной, т.к. пленные, в большинстве принадлежали кадровым формированиям, с достаточно молодым приписным составом. Гражданское население на оккупированных территориях достаточно пассивно отреагировало на «предоставленную возможность».

С другой стороны, население (особенно в Прибалтике) достаточно активно участвовало в самообороне, чуть менее охотно вступало в местные полицейские части и в милицию. Об использовании этих частей на фронте речь не шла.

Учитывая большую площадь оккупированной территории, противник, для ее охраны начал подтягивать дополнительные армейские части (созданных в марте 1941 года охранных дивизий уже не хватало), к этому добавилась необходимость охраны Балтийского берега от десантов, имеющего большую протяженность, необходимость охраны захваченного Черноморского побережья. В связи с высокими потерями, противник начал испытывать нехватку боевых частей.

Учитывая этот факт, противник начал формирование дополнительных подразделений пропаганды, и начал подготовку агитаторов и пропагандистов в лагерях для гражданского населения и в лагерях военнопленных. При этом, резко ухудшились условия содержания в фильтрационных лагерях, снизилась продовольственная норма, ухудшились бытовые условия. Противник использовал все способы давления. Но, это уже следующий этап в развитии событий.

Он наступил 2 января 1942 года.

[1] Rolf Michaelis - Estländare i tysk tjänst

[2] Martin Månsson - Ockupation och förtryck (appendix in "Estländare i tysk tjänst" by Rolf Michaelis)