Разбор альбома "Eclipse", часть 1:
"Кто такая Селена, и почему её умоляют танцевать?"
В этой статье я излагаю лишь своё восприятие творчества, если у вас оно иное, то это здорово, и вы также можете им поделиться.
Поскольку творчество Pyrokinesis, как было уже неоднократно сказано до меня, построено по принципу ризомы, и в основе своей полностью детерминировано, то начинать его разбор в каком-либо конкретном порядке бессмысленно, так что я буду начинать с того момента, с которого мне вздумается.
Я также буду стараться использовать доступный мне контекст жизни самого автора, который может быть полезен для понимания и целостного представления его творчества.
Начну свой цикл разборов с альбома "Eclipse", второго по счёту в дискографии Андрея. Нахожу его самым лёгким для понимания, даже в каком-то смысле воздушным, так что с него будет просто начать.
Альбом был написан, когда Андрею было 20 лет, и весь он пропитан переживаниями мечтательного, но маленького человека, которого уносит прочь от юности в огромный мир, в котором он не находит себе места, и весь этот альбом можно описать одной его строчкой: "будто звук отчаянья — эту песню ты слышишь"
Ранее автор неоднократно выражал свои переживания по поводу попадания во "взрослый мир", например в треках "RED ROZE" и "Мыльные пузыри".
В переводе с английского "Eclipse" означает "Затмение" — метафора наступления полной темноты. Луна перекрывает Солнце, оставляя лишь тонкий диск из проблесков света. Однако, что важно, затмение — это явление временное, а течение времени — одна из ключевых тем в альбоме.
"Танцуй полумесяц"
Первый трек знакомит нас с некой девушкой, которая позже приобретёт в творчестве Андрея фундаментальное значение — это его альтер-эго (По моим предположениям, это и есть та самая Ванесса Рысь, о личности которой Андрей периодически вопрошает в период, начиная с 2019 года, и по сей день личность оной остаётся неясной. В контексте остальных альбомов очень легко прийти к выводу, что она является его пишущим альтер-эго, но к этому я вернусь в более поздних разборах).
"Ты как будто Луна В каждой капле вина, как пелена Не передать тут мне никак то, что хочу, ведь так малоёмки слова Пей и смейся, не бойся, не проси, а пей и смейся Я целую тебя в лоб, полумесяц, и близится тьма и затмение И мне не хватит и тысячи песен"
Лирический герой обращается к девушке, которая подобно пелене перед глазами, помогает ему забыться, он просит её веселиться и ни о чём его не просить. Он пытается сохранить её как свою беззаботность, чтобы пережить "затмение". (Также затрагивает тему "малоёмкости слов", к которой часто будет возвращаться в своё творчестве, например в треке "Бесполезные слова", а позже она эволюционирует в нечто иное, но к этому тоже вернёмся потом).
"Я боюсь не успеть, и я видел только крах, неуспех И я глуп, и я слеп, но пру всё на свет, отражённый Луной от поверхности рек"
Герой напуган надвигающейся тьмой, он растерян, он сознаётся в своей глупости и неведении, в своём непонимании, он "несёт околесицу", но старается идти на свет Луны, но далее его ожидает подвох.
"Прячешь волосы клипсой и солнце скрываешь собой, как Эклипс Но мне кажется, будто бы тьма без границ И я ненавидел, но не смог тут испепелить всё И всё так бесит, а ты лишь безжалостно смейся, весёлая ночь Пока все куролесят, мне горло царапает серп-полумесяц, шею давит, что даже не спеть"
Вопреки его надеждам, Луна и оказывается тем, что закрывает ему свет, она просто смеётся над ним, и пока всем вокруг удаётся забыться, она его начинает терзать, раздражать, он наполнен ненавистью и желанием всё уничтожить, которое ему не удаётся удовлетворить, "горе заглушит гнев".
"Моя Селена на шабаше ведьм И под глазом сверкающей ночи я так безоружен и вне полномочий С каждым разом лишь всё недоступней далёкий сверкающий спутник Подай ориентир и не дай утонуть мне, снова запутался я на распутье"
Селена — Луна (по-древнегречески). С каждым разом свет уходит всё дальше (что интересно, Луна действительно отдаляется от Земли на 4 см/год), но протагонист всё же просит помощи, он хочет, чтобы его направили. (Этот образ встречается также в песне "Я приду к тебе с клубникой в декабре": "Я хватаю, как за нить, за платье белую Богиню висящей луны вдалеке чтоб не сесть на мель, и если карты нет, я ориентируюсь по ней."
Далее забавно будет отследить, как в творчестве Андрея "глаз сверкающей ночи" превратится в "зияющую пустоту, что полна".
"И пока не погиб молодой, под слёзы Луны подставляю ладонь, и чтоб сохранить тут хоть что-то потом, я снова собрал девять песен в альбом"
Андрей копит свои чувства, своё горе постепенно, — как слёзы, по капле — и выражает его в песнях и в этом альбоме, в частности. Зачем - понятно.
"Танцуй, моя радость, танцуй! Танцуй, полумесяц, на поле тюльпанов Луна, расцвети самым ярким бутоном Богини, что с неба упала! Танцуй, полумесяц, танцуй, уводя за собой в темноту, веселись, но не плачь Умоляю, ведь слёзы тебе не к лицу!"
В припеве Андрей лишь повторяет свои молитвы к Богине, чтобы та всё-таки помогла ему забыться, но, что интересно, уводя его за собой, в темноту. (Если возвращаться к этой Богине, как его пишущему альтер-эго, то всё становится совсем жутко и обречённо, если Андрей и тогда осознавал, как всё сложится, то это невероятно. если нет, — то это поразительное совпадение с его нынешним творчеством, где он заявляет: "страдание — это выбор".
"В руках телефон, я боюсь не успеть, и одна нога здесь, и я как телепорт И мне так нелегко, я устал что-то ждать, бесконечно смотреть в монитор"
Снова та самая спешка.
"Все вещи запачканы, двери на крышу вскрываю кусачками. Быть чуть поближе к холодному шару. Мне кажется всё таким неоднозначным и странным отсюда. Вижу символ и знаки, и вижу всё то, что мне лучше не знать"
Далее повествование идёт очень плавно и всё отлично складывается. Скорее всего Андрей запачкан темнотой, ступив в неё раз, вместе с Луной, с этих пор он желает быть ею ведом, снова и снова, и мир его переворачивается, он начинает видеть неоднозначность всего, проступает к его глазами абсурдность бытия. — но это я забегаю слишком далеко, — но он видит то, чего лучше было не видеть, но ему нравится, нравится жертвовать собой ради понимания, ради попытки понять всё.
"И под ветер и грома раскат моё сердце горит, ты танцуй у костра, я зависим и болен, и звёзды все против, но лунная пыль — самый лучший наркотик"
В подтверждение моим словам. Пусть жизнь будет короткой, но яркой. Пускай все обстоятельства будут против него, но он будет продолжать отдаваться Луне вопреки.
"Клянусь, эту ночь не забуду, и светят глаза будто два изумруда, но близится день, и пока не расстались, рискну пригласить полумесяц на танец"
Завершающие песню строки диаметрально переворачивают изначально заданный в начале нарратив. Теперь Андрей относится к темноте, в которую ведёт танец с Полумесяцем, с тем, что он будет вспоминать, с чем-то ярким, в последующих альбомах темнота будет лишь зиять Андрею и лишь в ней он будет себя находить.