Найти в Дзене

Стрелочные переводы в никуда. Зачем обрывают рельсы?

Помните детский мультик "Паровозик из Ромашкова", когда в процессе перевозки паровозик останавливается, спускается с рельсов и идёт нюхать цветы? Такое случается и в нашей обычной жизни, осознанно и под контролем.

Кадр из м/ф Паровозик из Ромашкова. К/с Союзмультфильм, 1967 г., режиссёр В. Дегтярёв
Кадр из м/ф Паровозик из Ромашкова. К/с Союзмультфильм, 1967 г., режиссёр В. Дегтярёв

На железной дороге свои правила, свои законы, которые регламентируют каждый шаг, каждый процесс. Огромное количество документов, в которых описываются действия при любых, абсолютно любых, ситуациях.

И случается, что иногда приходится сбрасывать поезд с рельсов, в прямом смысле слова пускать под откос. В каких случаях это необходимо?

Неисправный железнодорожный путь.
Неисправный железнодорожный путь.

Возникает необходимость, чаще всего, в случае "побега" вагона на сортировочных станциях, когда не успевают вовремя затормозить при спуске с горки, и вагон ускоряясь может стать неуправляемым и опасным, а также в случаях опасности столкновения поездов или выхода поезда на встречный маршрут другого поезда.

Для того, чтобы избежать катастрофы, вагоны сбрасывают с рельсов, таким образом освобождая пути экстренным способом.

И железнодорожники не были бы железнодорожниками, если бы не выдумали специальные инструменты и способы для такого рода действий с максимальным соблюдением безопасности движения.

Одно из таких приспособлений - это сбрасывающий остряк или сбрасывающая стрелка.

Сбрасывающая стрелка.
Сбрасывающая стрелка.

Именно они и являются той самой дорогой в никуда, на железнодорожном языке "на сброс".

По сути и стрелка и сбрасывающая стрелка - это типы стрелочных переводов со своими задачами.

Остряк стрелочного перевода.
Остряк стрелочного перевода.

При возникновении чрезвычайной ситуации "стрелка" переводится в определённое положение, и сбрасывающий остряк разделяет одну из рельсовых нитей, что провоцирует управляемый сход, не позволяя поезду продолжать движение по железнодорожному пути.

Различаются стрелка и остряк тем, что управляемый остряк находится только на одном рельсе, а сбрасывающая стрелка - это полноценная стрелка с двумя рельсами, направленная в никуда и обрывающаяся, словно о ней забыли при прокладке пути.

Конечно, даже при управляемом сходе поезда ломаются вагоны, локомотивы, но при выборе из двух зол - это меньшее из возможных.

Железнодорожная ветка. Безопасный путь.
Железнодорожная ветка. Безопасный путь.

Безопасность на железнодорожном транспорте является высшим приоритетом, потому что каждый пункт, каждый инструмент, созданный на железной дороге - эта необходимость продиктованная и написанная, зачастую, кровью и уже случившимися авариями.

Надеемся, что вам понравилась статья и теперь каждый раз, проезжая на поезде или электричке, обратите внимание на эти удивительные рельсы, простые по своему строению и такие важные по сути.