Найти в Дзене

Заблуждения родителей будущих первоклассников

Оглавление

📌1. Ребёнку будет интересно в школе

У взрослых и детей сфера интересов не совпадает СОВСЕМ.

Если спросить у новоиспечённого первоклассника "Чем вы занимались в школе?" - вероятно рассказ начнется про столовую, перемены и прогулки. Про уроки скорее всего придётся целенаправленно спрашивать.

Это НОРМАЛЬНО. У детей свои приоритеты.

Какие бы насыщенные и интересные уроки ни были, для ребёнка это ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ:

❗соблюдение правил поведения

продолжительное занятие тем, чем не хочется (не существует детей, которые бы 4-5 часов подряд по собственному желанию писали/считали/читали то, что НУЖНО, а не то, что ХОЧЕТСЯ)

❗контроль эмоций

👆для многих ребят становится открытием то, что "он не исключительный"

Его не будут хвалить за каждое действие и написанный крючок. Потому что он НЕ ОДИН. В классе 25+ человек.

Учитель физически не сможет уделить каждому ту порцию внимания, к которому ребёнок ПРИВЫК.

-2

❗завышенные ожидания

С самых ранних лет ребёнок со всех сторон слышит от взрослых про школу и о том, как много знаний он там получит и как там интересно.

Если посещали подготовку к школе, то некоторое представление о том, что такое УЧЁБА у ребёнка есть.

НО! Сейчас везде применяют "игровой метод" (что правильно), поэтому у ребёнка закреплён иной опыт процесса обучения.

🔺В школе он сразу же ощущает этот контраст.

"знания" ⬅ очень растяжимое понятие!

Уровень у всех 25+ учеников разный, поэтому сначала идёт обобщение базовых понятий.

К 7-ми годам опыт ребёнка позволяет не напрягаясь объять программу на первом этапе.

❗но👆 самый обманчивый период

Отношение к учёбе, как к чему-то ОЧЕНЬ простому закрепляется, отметок в 1-ом классе нет, многие родители тоже "на расслабоне".

Ярких фундаментальных знаний, которых ребёнок так ждал, особо нет (на взгляд ребёнка)

Зато есть вечные ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ.

📌2. Ребёнок будет хорошо учиться

-3

Логика ребёнка: "Я старался, все написал - это значит, что я молодец"

В начале обучения у ученика нет осознания, что факт выполнения задания не засчитывается, а в счет идёт качество.

Только со временем дети понимают и запоминают критерии оформления работ и оценивания (путём проб и ошибок).

👆👆Отсутствие отметок в 1 классе замедляет этот процесс.

Дальнейшие успехи зависят от личностных особенностей:

  • способности к самоконтролю
  • стрессоустойчивости
  • работоспособности
  • мотивации
  • приоритетов
  • самооценки

На этом этапе обычно и проявляются характеры ребят ⬇

💥"тяп-ляп и готово!" 💥 "не хочу! не буду!" или наоборот 💥 "дайте мне еще заданий, да побольше!"

📌3. В школе научат

На мой взгляд - это самое серьёзное заблуждение.

Не только потому, что некоторые программы и тетради к ним ужасны.

⬆В пунктах 1 и 2 выше описаны более серьёзные причины.

-4

👆Научат, но не всех

И вот почему:

✔первые несколько месяцев уходят на адаптацию детей к новым условиям

(новый режим дня, правила, статус, окружение, учителя, самостоятельность и т.д.)

Весь сентябрь детям не до учёбы. И родителям, потому что им тоже нужно адаптироваться к новым условиям.

✔каникулы

те, кто учатся по триместрам, уходят на каникулы каждые 5 недель ( зависит от школы). Во многих школах у первоклассников есть дополнительные каникулы.

Каникулы - период "затмения", в который часто лишний раз ручку в руки не берут (зависит от семьи). Сбивается привычный режим. После каникул снова детям нужно адаптироваться к рабочему режиму.

✔степень дошкольной подготовки

Если до школы ребёнок особо не читал/не писал и не учился считать, то его мозг не привык ОБРАБАТЫВАТЬ информацию в таком объеме (3-5 уроков подряд).

В таком случае организм переходит в режим "самосохранения" и ребёнок "отключается" от процесса.

т.е. концентрации внимания НЕ хватает

⬆НЕПОНЯТНО ➡СЛОЖНО➡НЕИНТЕРЕСНО ➡ЗНАЧИТ И НЕ НУЖНО

нет отметок, поэтому и мотивации особой нет

⬆ счет, чтение и письмо - навыки, которые формируются ДОЛГОЕ время при систематической работе.
Неподготовленному ученику невозможно объять всё это за короткий срок без дополнительной работы дома

👌про эффективную подготовку к письму письменных букв подробно писала здесь

✔ тип мышления

Цифровизация приводит к тому, что мы привыкаем воспринимать информацию "фрагментарно"

👆Короткие ролики в соц.сетях, реклама, быстрая смена кадров в мультиках и играх - становятся причиной формирования привычки к поверхностному восприятию информации ➡ поэтому в школе скучно

-5

⬆Работа с текстом и каллиграфия - требуют обратного

По этой причине ОЧЕНЬ важно до школы формировать привычку работать с печатным текстом в книге, укреплять и развивать моторику.

✔ программа

ОБЯЗАТЕЛЬНО внимательно ознакомьтесь с учебниками той программы, по которой будет обучаться ребёнок

Если ребёнок бегло читает и считает в пределах 100 - выберите программу посложнее ( "Школа России" - точно НЕ вариант)

Делайте выбор, опираясь на вторую часть учебников по русскому/математике и чтению

Прописи должны иметь разметку и больше 2-3 строк для отработки (но обычно учителя берут дополнительные тетради в разлиновку). Иначе писать ребёнок НЕ научится.

Все учебники есть в книжных магазинах или эл. формате в свободном доступе.

-6

✔СанПиН

Первое полугодие уроки по 35 минут.

👆 Адаптация детей, обсуждение правил, подготовка детьми нужных учебников и тетрадей к урокам, проблемы поиска нужной страницы, организационные вопросы (детей же много) - всё это отнимает время. Поэтому смело вычитаем еще минут 5-7 в общей сложности.

Ограничение времени использования интерактивных досок (экрана)

Экран - прекрасная возможность демонстрации страниц учебника в крупном формате / дидактических игр и т.д.

Но СанПин ограничивает возможности использования. Поэтому приходится обращаться к стандартным распечаткам/учебникам.

(хотя каждый ребёнок проводит около телевизора/планшета и телефона гораздо больше времени)

+ есть ограничение по времени и объёму письма

✔ пропуски

Заболел/остался дома по семейным обстоятельствам или уехал - освоение программы ложится на плечи родителей.

Но не все родители могут правильно и понятно объяснить фонетику/составить схему к задаче и показать правильное соединение букв.

👆"Всё легко" только на первый взгляд

✔ учитель

Около 90% зависит от педагога. При выборе учителя опирайтесь на темперамент вашего ребёнка. Подробно об этом я писала здесь.

Нужно понимать, что учитель со всех сторон "связан" нормативными документами/обязанностями/правилами, плотным расписанием.

Не всегда есть возможность дополнительно помочь ребёнку после уроков ⬇

(во второй половине дня продленка с четким расписанием/педсоветы/планёрки/оформление документации и т.д. у многих время на обед не помещается в циклограмму)

+ классное руководство - это около 40 мам/пап и бабушек, которых нужно вовремя информировать/собирать заявления/быть в курсе пропусков и т.д.

Учитель у родителей один, а родителей у учителя много.

Поступление в 1 класс - важный этап в жизни ребёнка

-7

Только родителей по-настоящему должно и будет волновать образование их ребёнка.

Не нужно полностью перекладывать ответственность на школу.

👆Если видите трудности - помогите. Не тяните, чуда не произойдет, а драгоценное время можно упустить.

Делитесь статьёй с теми, чьи дети пойдут в первый класс. Об этом так открыто не расскажут на родительском собрании