📌1. Ребёнку будет интересно в школе
У взрослых и детей сфера интересов не совпадает СОВСЕМ.
Если спросить у новоиспечённого первоклассника "Чем вы занимались в школе?" - вероятно рассказ начнется про столовую, перемены и прогулки. Про уроки скорее всего придётся целенаправленно спрашивать.
Это НОРМАЛЬНО. У детей свои приоритеты.
Какие бы насыщенные и интересные уроки ни были, для ребёнка это ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ:
❗соблюдение правил поведения
продолжительное занятие тем, чем не хочется (не существует детей, которые бы 4-5 часов подряд по собственному желанию писали/считали/читали то, что НУЖНО, а не то, что ХОЧЕТСЯ)
❗контроль эмоций
👆для многих ребят становится открытием то, что "он не исключительный"
Его не будут хвалить за каждое действие и написанный крючок. Потому что он НЕ ОДИН. В классе 25+ человек.
Учитель физически не сможет уделить каждому ту порцию внимания, к которому ребёнок ПРИВЫК.
❗завышенные ожидания
С самых ранних лет ребёнок со всех сторон слышит от взрослых про школу и о том, как много знаний он там получит и как там интересно.
Если посещали подготовку к школе, то некоторое представление о том, что такое УЧЁБА у ребёнка есть.
НО! Сейчас везде применяют "игровой метод" (что правильно), поэтому у ребёнка закреплён иной опыт процесса обучения.
🔺В школе он сразу же ощущает этот контраст.
➡ "знания" ⬅ очень растяжимое понятие!
Уровень у всех 25+ учеников разный, поэтому сначала идёт обобщение базовых понятий.
К 7-ми годам опыт ребёнка позволяет не напрягаясь объять программу на первом этапе.
❗но👆 самый обманчивый период
Отношение к учёбе, как к чему-то ОЧЕНЬ простому закрепляется, отметок в 1-ом классе нет, многие родители тоже "на расслабоне".
Ярких фундаментальных знаний, которых ребёнок так ждал, особо нет (на взгляд ребёнка)
Зато есть вечные ВОЛЕВЫЕ УСИЛИЯ.
📌2. Ребёнок будет хорошо учиться
Логика ребёнка: "Я старался, все написал - это значит, что я молодец"
В начале обучения у ученика нет осознания, что факт выполнения задания не засчитывается, а в счет идёт качество.
Только со временем дети понимают и запоминают критерии оформления работ и оценивания (путём проб и ошибок).
👆👆Отсутствие отметок в 1 классе замедляет этот процесс.
Дальнейшие успехи зависят от личностных особенностей:
- способности к самоконтролю
- стрессоустойчивости
- работоспособности
- мотивации
- приоритетов
- самооценки
На этом этапе обычно и проявляются характеры ребят ⬇
💥"тяп-ляп и готово!" 💥 "не хочу! не буду!" или наоборот 💥 "дайте мне еще заданий, да побольше!"
📌3. В школе научат
На мой взгляд - это самое серьёзное заблуждение.
Не только потому, что некоторые программы и тетради к ним ужасны.
⬆В пунктах 1 и 2 выше описаны более серьёзные причины.
👆Научат, но не всех
И вот почему:
✔первые несколько месяцев уходят на адаптацию детей к новым условиям
(новый режим дня, правила, статус, окружение, учителя, самостоятельность и т.д.)
Весь сентябрь детям не до учёбы. И родителям, потому что им тоже нужно адаптироваться к новым условиям.
✔каникулы
те, кто учатся по триместрам, уходят на каникулы каждые 5 недель ( зависит от школы). Во многих школах у первоклассников есть дополнительные каникулы.
Каникулы - период "затмения", в который часто лишний раз ручку в руки не берут (зависит от семьи). Сбивается привычный режим. После каникул снова детям нужно адаптироваться к рабочему режиму.
✔степень дошкольной подготовки
Если до школы ребёнок особо не читал/не писал и не учился считать, то его мозг не привык ОБРАБАТЫВАТЬ информацию в таком объеме (3-5 уроков подряд).
В таком случае организм переходит в режим "самосохранения" и ребёнок "отключается" от процесса.
т.е. концентрации внимания НЕ хватает
⬆НЕПОНЯТНО ➡СЛОЖНО➡НЕИНТЕРЕСНО ➡ЗНАЧИТ И НЕ НУЖНО
нет отметок, поэтому и мотивации особой нет
⬆ счет, чтение и письмо - навыки, которые формируются ДОЛГОЕ время при систематической работе.
Неподготовленному ученику невозможно объять всё это за короткий срок без дополнительной работы дома
👌про эффективную подготовку к письму письменных букв подробно писала здесь
✔ тип мышления
Цифровизация приводит к тому, что мы привыкаем воспринимать информацию "фрагментарно"
👆Короткие ролики в соц.сетях, реклама, быстрая смена кадров в мультиках и играх - становятся причиной формирования привычки к поверхностному восприятию информации ➡ поэтому в школе скучно
⬆Работа с текстом и каллиграфия - требуют обратного
По этой причине ОЧЕНЬ важно до школы формировать привычку работать с печатным текстом в книге, укреплять и развивать моторику.
✔ программа
ОБЯЗАТЕЛЬНО внимательно ознакомьтесь с учебниками той программы, по которой будет обучаться ребёнок
Если ребёнок бегло читает и считает в пределах 100 - выберите программу посложнее ( "Школа России" - точно НЕ вариант)
Делайте выбор, опираясь на вторую часть учебников по русскому/математике и чтению
Прописи должны иметь разметку и больше 2-3 строк для отработки (но обычно учителя берут дополнительные тетради в разлиновку). Иначе писать ребёнок НЕ научится.
Все учебники есть в книжных магазинах или эл. формате в свободном доступе.
✔СанПиН
Первое полугодие уроки по 35 минут.
👆 Адаптация детей, обсуждение правил, подготовка детьми нужных учебников и тетрадей к урокам, проблемы поиска нужной страницы, организационные вопросы (детей же много) - всё это отнимает время. Поэтому смело вычитаем еще минут 5-7 в общей сложности.
Ограничение времени использования интерактивных досок (экрана)
Экран - прекрасная возможность демонстрации страниц учебника в крупном формате / дидактических игр и т.д.
Но СанПин ограничивает возможности использования. Поэтому приходится обращаться к стандартным распечаткам/учебникам.
(хотя каждый ребёнок проводит около телевизора/планшета и телефона гораздо больше времени)
+ есть ограничение по времени и объёму письма
✔ пропуски
Заболел/остался дома по семейным обстоятельствам или уехал - освоение программы ложится на плечи родителей.
Но не все родители могут правильно и понятно объяснить фонетику/составить схему к задаче и показать правильное соединение букв.
👆"Всё легко" только на первый взгляд
✔ учитель
Около 90% зависит от педагога. При выборе учителя опирайтесь на темперамент вашего ребёнка. Подробно об этом я писала здесь.
Нужно понимать, что учитель со всех сторон "связан" нормативными документами/обязанностями/правилами, плотным расписанием.
Не всегда есть возможность дополнительно помочь ребёнку после уроков ⬇
(во второй половине дня продленка с четким расписанием/педсоветы/планёрки/оформление документации и т.д. у многих время на обед не помещается в циклограмму)
+ классное руководство - это около 40 мам/пап и бабушек, которых нужно вовремя информировать/собирать заявления/быть в курсе пропусков и т.д.
Учитель у родителей один, а родителей у учителя много.
Поступление в 1 класс - важный этап в жизни ребёнка
Только родителей по-настоящему должно и будет волновать образование их ребёнка.
Не нужно полностью перекладывать ответственность на школу.
👆Если видите трудности - помогите. Не тяните, чуда не произойдет, а драгоценное время можно упустить.
Делитесь статьёй с теми, чьи дети пойдут в первый класс. Об этом так открыто не расскажут на родительском собрании