Войско князя Игоря приближалось к морю, где его уже поджидали многочисленные корабли, а молва об огромном войске, идущем на Царьград, впереди летела.
Император византийский Роман получил известие о грозящей опасности сразу и от болгар и из Херсона. Он кусал губы в досаде, ведь весь его флот, за исключением двух десятков ветхих кораблей, сражался с арабами в Средиземном море. Он тут же повелел собрать военный совет. Обсуждение нависшей над государством опасности шло уже целый час.
- Мы оказались в ловушке! - сокрушались советники - Надо дань собрать и попробовать откупиться от руссов!
Роман скрипел зубами. Не далее как три зимы назад, эти же советники вынуждали его отказать в выплате дани русичам!
- Позволь мне высказаться государь! - вмешался молчавший до этого патрикий Феофан.
- Говори! - повелел император.
- Вы забыли, что у нас есть оружие, которого нет ни у кого в мире, а тем более у полудиких руссов!
- О каком оружии ты говоришь?
- О греческом огне! Только прикажи, император, и мы немедленно начнем подготовку! С греческим огнем нам и 15 галер хватит, что бы уничтожать все корабли руссов! Вот только успеем ли?!
- Успеете! Болгары доносят, что князь не торопится и дружина его в волю куражится, грабя все селения на своем пути! Приступайте к подготовке немедленно! - принял решение Роман, - Но размещайте устройства для метания огня не только на носу, но также на корме и по обоим бортам!
Роман был хорошим стратегом, и работа закипела у византийских корабельщиков.
Игорь встретился со своим флотом на берегу Черного моря.
- Други мои! Вы знаете, что Олег Вещий договорился с византийцами о мире в обмен на дань! Но Олег умер и коварный Царьград, думая, что мы ослабли, дань платить отказался! Восстановим же справедливость! Возьмем свое и покажем ворогам нашу силу! Нас ждет великая битва! И мы вернемся домой с победой! И слава о нас распространится по всей земле! Завтра на рассвете отплываем! Вперед! На Царьград!
Довольный ропот пронесся над войском. Все предвкушали великую битву, дарующую несметные богатства и славу...
Ольга стояла на вершине сторожевой башни и с тревогой вглядывалась в даль.
- Спускалась бы, княгинюшка! - проговорил за спиной Свенельд, - Застудишься! Вон ветра какие дуют!
Ольга недобро зыркнула глазами на воеводу и тот прикусил язык. О том, что княгиня ребенка ждет велено было молчать. Знали только самые близкие из прислуги, да Свенельд, от которого в Киеве не могло укрыться ни одно мало мальски значимое дело. Вот уж 5 месяцев минуло, как Игорь отправился в поход. Радостные гонцы регулярно привозили добрые вести: князь жив-здоров, удача войску сопутствует и не встречают они сопротивления на своем пути! Но вчера вечером, прискакал к воротам города запыхавшийся гонец. Кулем свалившись с лошади у княжеского терема, срочно потребовал княгиню.
- Печенеги, подлые, идут на Киев с войском! - почти прокричал измученный юноша, падая к ногам Ольги. Заголосили девки и бабы бывшие неподалеку.
- Будет голосить-то! - прикрикнула на них юная княгиня, - Свенельда ко мне! Живо! Да всех стражей старших соберите на дворе!
Не доросшие до военных походов юноши, охраняющие княжеский терем и служащие в нем, бросились исполнять повеление.
- Велико ли войско у печенегов? - спросила у гонца.
- То не ведаю, княгиня! Спешил предупредить!
- Благодарствую! Ступай, отдохни! - велела ему Ольга и гонца сразу же увели в трапезную уже успокоившееся бабы.
Ольга осталась на дворе. Она стояла в задумчивости и никто не смел беспокоить ее. Девицы, согласно традиции следовавшие за княгиней по пятам, испуганными воробышками жались друг к другу поодаль.
Вбежал Свенельд. Всегда степенный, сейчас он был взъерошен. Кафтан
на половину застегнут и хлебные крошки застряли в объемной курчавой бороде. Видимо за трапезой застали воеводу. Он открыл было рот, что бы успокоить княгиню и отдать распоряжения, но она заговорила сама.
- Распорядись послать соглядатаев на встречу печенегам! Узнать их число и когда до Киева доберутся! Послать гонцов по все деревни окрест, предупредить людей! Скажите им, пусть немедля в Киев собираются, всех примем, особливо баб и детей! На стены дозор поставить! Всех мужиков киевских и тех, кто под нашу защиту придет вооружить! Бабам готовить костры да котлы с водой и маслом! Стены полить водою густо, что бы не загорелись если попытаются поджечь! Свенельд - обернулась, наконец к воеводе, - что еще присоветуешь!?
- Твоя правда княгиня! Все верно говоришь! Велел бы я еще, что б припасов деревенские взяли сколько можно! Кто знает долго ли в осаде будем!
- Добро!
Вечером следующего дня и поднялась Ольга на сторожевую башню в сопровождении Свенельда. Загоняли в ворота последние телеги, груженные припасами. Огромный город вдруг стал тесным от заполнившего его люда. Тут и там разгорались костры под огромными чанами и котлами, что собрали к городским стенам. Терпко пахли пропитавшиеся водой бревна частокола и ближних к нему домов. Готов был к осаде Киев. Ольга всматривалась в даль. Дозорные сообщили, что печенеги близко...