Изначально в войска СС набирали только немцев. Но в последующем большие потери и тяжелое положение на фронте вынудило немцев начать создавать "этнические части СС". Сперва это были родственные немцам народы: датчане, голландцы, норвежцы. Но потом части СС стали создаваться и из представителей других наций.
В латышском добровольческом легионе СС служило около 110 тысяч местных жителей. Они добросовестно выполняли "поставленные задачи" и у немцев не было к ним никаких претензий. До тех пор, пока "добровольцы" верили в победу Германии. Но после разгрома в Сталинградской битве и под Курском многие латышские эсэсовцы стали дезертировать из своих частей.
Желая жестко пресечь дезертирство обергруппенфюрер Фридрих Еккельн (высший руководитель СС и полиции рейхскомиссариатов "Украина" и "Остланд") приказал публично расправляться со всеми пойманными дезертирами в назидание другим. Кроме того немцы начали вывозить латышей в Германию на работы, что тоже вызвало некоторое недовольство среди легионеров.
Теперь и немцы, как и большевики, устроили нам ловлю рабов. Но чтобы ни случилось, народ не может оставить свою землю, и преступно думают те „латыши“, которые эвакуацию всего народа считают избавлением от смерти и Сибири, потому что Германия-де ближе Сибири. Генерал Бангерскис считает, что все латыши должны уйти в Германию, пусть даже они вернутся через 30-40 лет. Он с ума сошёл! (Дневник адъютанта штаба группы Курелиса — Яна Грегора)
В 1944 году латышский генерал Янис Курелис понял, что немцы просто используют его самого и его людей для достижения своих целей. Не желая расправляться с латышскими дезертирами СС, что оставили свои части, он тайно от немецкого командования приписывал их к своим частям, тем самым спасая им жизнь. Но все тайное становится явным.
Янис спохватился слишком поздно. Еккелькейн особо не скрывал своего отношения ни к латышам ни к литовцам:
Гиммлер говорил и о других нациях, населяющих территорию «Остланда», в особенности подчеркнул свою ненависть к литовцам, называя их низшей расой. О латышах он отзывался несколько мягче, но высказал своё пренебрежение к ним, заявляя, что из всего количества латышей, по его мнению, только 30 % стоит считать за людей, которых можно использовать. (Воспоминания Еккелькейна. Источник: Калганов А. Дело № 2783: Военные преступления не забыты)
Сам Янис был бывшим офицером Русской императорской армии, участником Русско-японской войны, кавалером Георгиевского креста 4-1 степени. После революции начал формировать в Латвии Имантский полк. С приходом немцев в Латвию обещал им создать партизанскую армию, которая устроит "ад в тылу Красной армии".
Правда в действительности он планировал впоследствии выйти из немецкого подчинения. Тайный план разработал капитан Кристапс Упелниекс, который надеялся на помощь США и Англии. Правда о "плане" доложили в Гестапо.
Вскоре Яниса вызвали к обергруппенфюреру Фридриху Еккельну и потребовали объясниться. Генерал заявил, что просто готовит новые части для диверсионной работы в тылу Красной армии. В тот день ему никто не поверил. Но Яниса отпустили обратно к своим солдатам. А 14 ноября 1944 года немцы окружили части генерала Яниса Курелиса, открыли огонь по ним из минометов и потребовали сложить оружие.
Янис Курелис решил не сопротивляться и подчинился. Все, кто последовал приказу вскоре пожалели об этом. Немцы отправили 2317 латышей в лагерь Штугофф, где они ощутили все прелести лагерной жизни на собственном опыте. Остальных распределили по латышским частям СС. Над ближайшими к Курелису офицерами просто расправились. Правда сам Янис сумел впоследствии бежать в Швейцарию.
Иная судьба сложилась у латышского батальона СС унтерштурмфюрера Роберта Рубениса. Батальон узнал о судьбе подразделений генерала Курелиса. Немцы обнаружили легионеров Рубениса 6 ноября с самолетов. Всего в батальоне было около 450 легионеров. Недалеко от Ренды батальон захватил немецкого жандарма, тот уверил Рубениса, что немцы не будут преследовать их в в Кулдигском уезде.
Тем не менее, 17 ноября немцы окружили латышских эсэсовцев. Обергруппенфюрер Фридрих Еккельн предложил им не оказывать сопротивления и сложить оружие. Но латыши единодушно решили дать отпор немцам. 18 ноября латышский батальон СС вступил в бой против батальона СС обергруппенфюрера Фридриха Еккельна, из состава 16-ой армии Вермахта.
Немецкий усиленный батальон СС состоял из четырех рот по 140 человек при поддержке минометов и артиллерии. Несколько недель продолжались бои между "этническими" эсэсовцами и "чистокровными". 9 декабря батальону Рубениса наконец удалось прорвать окружение и уйти.
Отряд латышей потерял 50 человек личного состава включая самого Рубениса. Немцы объявили, что потеряли всего 18 человек, в том числе командира батальона капитана Хелдса и оберштурмфюрера СС Курта Краузе.
Многие бывшие латышские эсэсовцы после этого разбежались и попытались скрыться. Однако, около сотни бойцов решила примкнуть к красному партизанскому отряду "Красная стрела", который создал советский разведчик Карлис Мачиньш.
Легионеры сорвали с формы фашистские нашивки. Командовать отрядом поручили бывшему полицаю из Даугавпилса Владимиру Семёнову. Правда в одном из боев Семенов пал, можно сказать, тем самым частично искупив свою вину. Отряд, после него возглавил Виктор Столбов.
Отряд легионеров воевал против немцев до 10 мая 1945 года. Они нападали на немецкие патрули, минировали дороги и мосты, проводили разведку. Бои продолжались до капитуляции 250-тысячной группировки вермахта в этом районе.
Обергруппенфюрер Фридрих Еккельн был захвачен в Берлине Красной армией. За военные преступления он был приговорен к высшей мере и понес заслуженное наказание. Некоторые из выступивших против своих хозяев эсэсовцы были осуждены в СССР. Некоторые помилованы.
Как к ним относиться? Наверное каждый случай стоило рассматривать отдельно. С одной стороны все эти легионеры служили немцам. С другой, вступили в партизанский отряд и боролись против немцев искупая вину. Военный трибунал СССР рассмотрел каждое дело и вынес свое, справедливое решение.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.