В деревне Боровково Московской области на улице Серова стоит обелиск бойцу 43 гв.Латышской дивизии Михаилу Серову (1903-14.01.1944). Согласно посмертному наградному документу во время наступления парторг 6 стрелковой роты товарищ Серов призывая товарищей наступать вперёд лёг вместе с гвардии сержантом Расин(ь) на проволочное заграждение пропуская через себя товарищей. Своим телом (он) способствовал продвижению пехоты.
Такой же подвиг Роланда Расин(ь)а (1924-14.01.1944), командира отделения 4 стрелковой роты, был упомянут в газете Красная звезда 11 февраля 1944г. О Расине же также пишет его земляк, видный латышский писатель Вилис Лацис в эпическом романе "Буря". Хотя версия Лациса отличается от наградных документов бойца, попытаемся разобрать, что же произошло с ним рано утром 14 января 1944г.
Согласно плану начала наступления (старта Ленинградско-Новгородская операции) 1-й батальон 123 гв. сп 43 гв.Латышской сд наступал на д.Федорухново, а левее - 2-й батальон шел на Тимохово (это Псковская обл.). Проходы через проволочные заграждения обеспечивали саперы 161 саперного батальона 13 исбр. О подготовке саперами этой операции смотри мой подробный очерк "Взрывая колючую проволоку". Если на участке 1 сб проходы были сделаны через двойную линии проволоки более-менее удачно, то на участке 2 стрелкового батальона (4, 5-я роты, а 6 стрелковая рота в резерве) чистых проходов сделать не удалось.
Атака 2 батальона началась после 45 минутной артподготовки в 1.40 ночи.. В рукописном (карандашом) донесении начштаба полка читаем. - 2 сб, выдвинувшись к проволочным заграждениям, частью силами, преодолевавший заграждения под сильным огнем, был вынужден залечь. В 5.00 введен в действие 3 сб, к 5.50 - 7 и 8 рота (3 сб) вышли на рубеж 2 сб с целью развить успех последнего.... В 5.30 поддерживающие сб (батальоны) танки вышли с исходного положения.
Из этого донесения неясно, в какой момент Расин(ь) и Серов легли на проволоку. Поэтому прочитаем Журнал боевых действий 123 гв.сп 43 гв. Латышской сд.
ЖБД 14.01.1944 "2 сб, занявший исходное положение на западной опушке рощи вост.Тимохово, начал наступление в 1.40, но, будучи остановлен сильным огнём пр-ка, был вынужден залечь перед проволокой. Попытки взвода саперов 2/161 инжбата проделать проходы в проволочном заграждении успеха не имели, так как был прижат к земле огнём пр-ка. Попытки поднять батальон в атаку также успеха не имели, поскольку огневое сопротивление пр-ка подавлено не было.
Решением командира дивизии (Д.К.Бранткалн - О.Д.) в бой была введена рота танков Т-34 (по штату это 10 танков - О.Д.), на которых был посажен десант 6 стр.роты (2 сб) во главе с командиром батальона гв.майором Скопиновым.
В процессе боя часть танков была подбита и часть подорвалась на минах. Трем танкам удалось ворваться на передний край обороны пр-ка. В сделанный прорыв ворвались 4 и 5 роты. Пр-к из северной окраины Тимохово отступал в направлении Чирки.
Наши подразделения, ворвавшиеся в северную и центральную части Тимохово, стали закрепляться там тем более что дальнейшему продвижению пр-к препятствовал организованным огнем из района Чирки."
Наградное представление на гв.майора Скопинова Николая Никифоровича рисует картину танкового десанта более художественно.
"14 января 1944г. во время наступательных боев батальон под командованием товарища Скопинова вплотную подошел к противнику. Противник по батальону открыл сильный пулеметно-минометный огонь. Подразделения залегли, на призыв офицеров итти вперёд бойцы из-за сильного огня противника не поднимались. Товарищ Скопинов вскочил на мимо проходящий танк, за ним вскочили на танк ещё 8 бойцов и сам на танке ворвался в немецкую оборону, лично уничтожил в рукопашной схватке несколько фашистов, тем самым воодушевляя личным примером и героическим подвигом подразделения своего батальона, весь личный состав батальона поднялся в атаку и штурмом овладели сильно укрепленным пунктом противника и занял деревню Тимохово, где сам товарищ Скопинов был тяжело ранен."
Михаил Серов являлся парторгом 6-ой роты. По идее он должен был быть в составе танкового десанта майора Скопинова, атаковавшего в 5.30. Возможно, танк был подбит перед проволокой. Поэтому боец лег на проволоку, чтобы пропустить вперёд товарищей. Возможно, он был уже ранен. Увидев танки, поднялся, вероятно, командир отделения 4 стрелковой роты Роланд Расин(ь), для продвижения своей роты вперёд он также лёг на проволоку.
Известно, что часть бойцов 2 сб проникли за первую линию проволоки ещё ночью, задолго до танкового десанта. Мог ли гв. сержант Расинь лечь на проволоку тогда? Наверно, такое возможно. Однако более вероятным представляется, что оба подвига произошли на фоне общего воодушевления танковой атаки. Как следует из донесения, 3 танка было сожжено, сколько-то (?) ещё подорвалось на минах и вели огонь с места, 3 прорвались к немецким окопам.
Следом за 4,5, 6 ротами к немецким окопам к 5.50 подошли 7 и 8 рота 3 сб для подкрепления. По ЖБД 123 гв.сп. 7 и 8 роты были введены в стык 1 и 2-ого батальонов в д.Тимохово. В донесении о потерях 14 января 1944г. по 123 гв.сп 4 рота потеряла убитыми 13 человек (вкл. Расина(я)), 5 рота - 4 человека, 6 рота - 2 чел. (вкл. Серова). Всего полк сообщил за 14 января о 32 убитых и 196 раненых.
Светлая память нашим товарищам
Уважаемые подписчики, очень прошу Вас, если вам нравится работа, не забывайте ставить лайки) Именно Ваше одобрение формирует малое, но вознаграждение автора.
Олег Душин, журнал №96 Друг Истории,#вов
Блог исторической аналитики открыт вашему вниманию, подписке, лайкам и очень благодарен за них