Для оценки я выбрал крупные отрасли и разделил бизнес по секторам. Внутри каждого сектора экономики я постарался найти ниши, которые сейчас могут быть интересны. Предлагаю вам свое видение.
Бизнес — это живучая штука. Мы знаем об этом, основываясь на кризисах, которые уже были в мире. Если бизнесу оставить маленькое окошко возможностей, он научится его использовать. Главное – чтобы был рынок сбыта и достаточно большое население, а законодательство позволяло вести предпринимательскую деятельность. На данный момент у нас все это есть.
Потребительская электроника и ремонт бытовой техники
Множество брендов ушло или уходит из РФ. Это окно возможностей для тех, кто может поставлять в Россию недостающую технику. Важно подумать, что можно из уже привычных россиянам брендов ввозить, например, через Армению, Казахстан, еще как-то.
Ниша внутри сектора — ремонт бытовой техники и электроники. Люди привыкли уже к определенному уровню сервиса, но что касается ремонта, не всегда на качество можно положиться. Если у вас есть возможность это качество и определенный уровень цен держать — можно в нишу заходить.
Электронные приборы, которые помогают экономить
Это могут быть спец распылители краски, электроника или что-то для дома, т.к. люди чуть больше начинают находиться дома, меньше, вероятно, ходить в кино.
Товары повседневного спроса
Ниша – производство бытовой химии и косметики, т.к. многие компании с большой долей с этого рынка ушли. Это вся химия, чистящие, увлажняющие средства, косметика. Пока на складах продукция есть, но в течение нескольких месяцев предложение снизится, а спрос останется. Нужно понять, какие натуральные ингредиенты в регионах можно использовать, и выходить на маркетплейсы. Было бы желание — это достаточно легко пока. А если вы реализуете это еще и через такую ценность, как натуральность, через тренд последних лет на эко и локальность, - ваш потенциал будет еще больше.
Стройка и ремонт
Строительство — это 15% ВВП. Скорее всего, государство будет поддерживать сектор специальными программами, льготными ипотеками, партнерскими историями банков и крупных застройщиков. Но строительные материалы — это миллион ниш. Нужно смотреть на бренды и компании, которые ушли из России, и делать аналоги. Думать, почему они делали настолько качественно, какая доля рынка у них была и т.д. Если у вас есть наработки в этом, пора их расчехлять. Например, качественной российской плитки — всего несколько производителей, а рынок сбыта — огромный, т.к. люди делали ремонт, будут делать и будут хотеть делать это качественно. Панели, смеси и т.п.— нужно делать конкурентный анализ рынка, оценивать, почему выбирали зарубежных производителей, и выдвигать свое предложение.
Автомобильный бизнес
Автосервисы и узкие авто услуги. Автосервисы — это до сих пор то, что люди передают из уст в уста, потому что качество — это боль на рынке до сих пор. Если кто-то придумает, как сделать качественный автосервис, учитывая, что ремонтировать сейчас будут больше, он сможет занять хорошую долю рынка. Этот стратегический ход используют многие компании.
Узкие автоуслуги — многие сервисы уже начали специализироваться на одном типе услуг. Чтобы завоевать клиента, максимально подробно нужно рассказывать, что это за сервис, показывать технологический процесс, формировать доверительные отношения с аудиторией.
Fashion. Фэшн
Возможно, зайдут комиссионные магазины. Если у вас есть идея и возможность — можно пробовать, особенно если сделать ставку на качество обслуживания. Те люди, которые интересуются модой, привыкли получать качественный сервис за рубежом или на отечественных площадках. Пошив одежды тоже может выстрелить. Но делать это надо качественно и узко. Можно без бренда, но индивидуально.
Логистика
Есть сложно-доступные регионы, дефицит авиа, низкое качество дорог. Можно пойти в этом направлении с доставкой. Также здесь могут быть посреднические услуги с западными магазинами. Можно снять небольшой склад в соседней стране и организовать перевалочный пункт.
Бизнес с Китаем, логистика с Китаем — потенциал остается большим. Сейчас есть запрос на развитие отношений, и можно найти клиентов на поставки чего-то из Поднебесной.
IT-маркетинг
Крупные в2в решения, крупные операторы баз данных ушли. Их было много, у них были контракты с большими организациями. Эти компании и следствия их ухода не видны пользователю обычных программ, но это значимая ниша. Порог входа в ее большой — это годы, но если есть какие-то ноу-хау, команды, которые готовы это делать, то она освобождается.
Мобильные платежи
Все, что облегчает мобильные платежи, будет просто стрелять. Это большая боль, что в кафе, что в ресторанах, что в магазинах, что в оплате за рубеж.
Соц сети и генерация трафика
Огромный запрос населения, при этом рынок будет активно перестраиваться. Все, что будет создаваться — видео-стриминговые сети, соц сети, — все будет стрелять. Порог входа достаточно высокий. Это не неделя. Но потенциал высокий.
POS-терминалы
Софт для обслуживания POS-терминалов. Одна из компаний, которая была очень популярна, из Украины, закрыла свои сервисы. Так что тоже есть потенциал.
Вендоры, крупный бизнес
Те, кто сидел на крупных клиентах, условно, на Ростелекоме, нефтяных компаниях, больших промышленных гигантах. Если они ушли, то это большая ниша.
Сектор Industrial или промышленность и сельское хозяйство
Это все, что касается производства, сельскохозяйственной продукции. Очень большую ставку делает государство на сельскохозяйственный бизнес. Это ниша, которую просто и быстро не поднять, но если заходить в узкие ниши, можно продавать или арендовать землю. Порог входа для фермерского хозяйства, если понимать, как организовать рынок сбыта — достаточно адекватный. Есть еще ниша микрозелени с очень хорошей маржинальностью. Есть ниша с фермерским животноводством.
Обучение и образование
Все типы образования, связанные с повышением эффективности, которую можно посчитать в деньгах или как-то еще — сейчас у них будет звездный час. У людей огромный запрос на то, как улучшать, продавать, производить больше, больше обслуживать, масштабировать. Этот запрос есть. Если вы обучаете этому — расскажите людям.
Туризм и путешествия в новой реальности
Большая ниша внутреннего туризма. Берем землю, делаем внутренний туризм — и он пойдет. Здесь же запрос на контент в туризме. Айтишные сервисы что-то наверняка подкрутят, чтобы заменить иностранные. Впереди лето, люди будут активно искать, куда поехать и сколько это стоит. Если вы будете рассказывать, у вас будет трафик. Миграционный консалтинг — люди решают временно или навсегда покинуть страну. На этом тоже можно зарабатывать. Если вы знаете, как учесть юридически все аспекты, вы можете быть полезны и востребованы.
Фармацевтика
БАДы и натуральные ингредиенты, которые помогают здоровью, и это доказано — огромная ниша. Можно дать людям знания о том, как что-то сделать или как помочь себе через натуральную продукцию. Но без компетенций здесь не обойтись.
В помощь стартаперу предлагаю небольшой чек-лист проверки идей бизнеса.
Чек-лист, как начать свое дело
- Отсечь неперспективные ниши.
- Найти дело по душе.
- Изучить нишу и конкурентов:
- кто есть на рынке,
- какой у них объем,
- по какой цене продают,
- в чем их слабые стороны/преимущества,
- какая есть емкость ниши.
4. Пообщаться с кем-то по нише.
Если у вас есть идея, но вы не знаете, как начать, вы можете идею продать. Стоит сначала ее протестировать, сделать несколько звонков, собрать заявки на сайте и в соцсетях, проверить, интересно ли это народу. Если да — можно в это инвестировать деньги, продавать или что-то предпринимать самому.
В России множество свободных ниш, можно делать практически любой бизнес, но я рекомендую не входить сразу деньгами, просто веря, что все получится. Протестируйте с минимальными вложениями, временем и силами.
В завершении скажу, что после всех кризисов появляются новые возможности, компании и бизнесы. Этот кризис не станет исключением и позволит сформировать то, без чего будущие мы не будем представлять себе жизнь.
А если вы не знаете как выбрать дело по душе, чтобы заниматься им, зарабатывать деньги и наслаждаться, то читайте мою подробную статью