Найти тему
Global Women Media

«Природа – то, что нас объединяет»

Оглавление

Линда Крицкая об Ассоциации художников-пленэристов

Ничто не вдохновляет художника так, как природа. Она наполняет, заряжает энергией и особенной творческой силой. В этом уверена основатель Ассоциации художников-пленэристов Линда Крицкая. Она создала доступное как для начинающих, так и для опытных мастеров сообщество, участники которого объездили с мольбертами и этюдниками всю Россию.

Линда Крицкая
художник-график, основатель и директор Ассоциации художников-пленэристов
Линда Крицкая художник-график, основатель и директор Ассоциации художников-пленэристов

Создавая Ассоциацию, Линда Крицкая мечтала сформировать максимально благоприятную среду для общения и творчества художников. И у нее это получилось.

Сегодня проект сочетает в себе два направления – профессиональное развитие и социальную поддержку. С одной стороны, он помогает художникам выйти в своем творчестве на новый уровень, с другой – выстроить равную, свободную коммуникацию между единомышленниками независимо от их опытности и успешности. Это дает начинающим авторам уникальную возможность раскрыть свой потенциал и стать частью большой художественной среды.

– Линда, с чего начался Ваш художественный путь?

– Еще в детстве я с удовольствием занималась рисованием в художественной школе. Мне очень нравилось творчество, но когда речь зашла о профессии, мой выбор был сделан в пользу математики и экономики. И до сих пор я об этом нисколько не жалею, потому что по складу характера люблю логику и работать с цифрами. Так я получила образование в области менеджмента и прошла путь от бухгалтера до финансового директора. Этот опыт дал мне много полезных знаний в области управления проектами.

Потом со мной случилась семейная жизнь (смеется). Я с головой погрузилась в воспитание детей, оставив финансовое управление в прошлом. До подросткового возраста и сын, и дочь находились на домашнем обучении. Вместе с ними мы попробовали буквально все виды творчества, какие только можно было себе представить. Мы лепили, рисовали, выжигали, вышивали, делали аппликации. Я получала искреннее удовольствие от процесса, и мне очень хотелось, чтобы дети, как и я, полюбили творчество. Так и случилось. Сын увлекся музыкой, а дочь – писательским делом.

-3

Когда дети подросли и у меня появилось чуть больше свободного времени, я увидела в интернете ролик с мастер-классом по рисованию. Решила попробовать. Это занятие меня увлекло, за одним мастер-классом последовал другой. Я экспериментировала с гуашью, маслом, акварелью, а потом ко мне в руки попала пастель. И меня унесло в творчество с головой. Я прошла всевозможные практические курсы, углубилась в изучение истории искусств, прочла много учебников по перспективе, колористике и композиции.

Пастель вдохновила меня, как ни один другой материал, своими «тактильными» свойствами. Рисуя ею, художник много соприкасается с бумагой, растушевывая штрихи. Я назвала этот процесс «волшебством на кончиках пальцев».

Одним из очередных этапов моего развития в рисовании стал выход на пленэр. Создавая этюды на свежем воздухе, я поняла, что это именно то, чем я бы хотела заниматься на протяжении всей своей жизни. С тех пор я стала рисовать сутками напролет. Например, у меня был проект в «Русской усадьбе», где мы провели выставку более чем из 50 моих работ. Для этого я каждый день ездила на пленэры, как на работу, вставая рано утром и возвращаясь домой только вечером. И это приносило мне невероятное удовольствие.

Я занимаюсь рисованием 6 лет, из них 4 года я посвятила пленэрам – каждый день, в любую погоду.

– Как родилась идея создать Ассоциацию художников-пленэристов?

– Когда я стала развиваться в качестве художника, я столкнулась с определенными сложностями. Оказалось, что влиться в уже сформированную художественную среду не так просто. Большинство сообществ и выставочных площадок сотрудничают только с состоявшимися, известными, имеющими портфолио авторами. Новичкам довольно сложно «взять разбег», потому что их часто воспринимают несерьезно, не давая возможности для реализации своего потенциала.

Первое, что я сделала, осознав эту проблему, – получила художественное образование. Оно не только дало мне важные полезные знания, но и буквально открыло путь в культурное сообщество. Постепенно я стала участвовать в выставках, выстраивать коммуникацию с другими художниками. Это был большой путь с бесценным опытом.

Сейчас у меня за спиной около сотни выставок в разных городах России, 15 из которых – персональные. Во многих из них я принимала участие не только как художник, но и как куратор.

Со временем я стала участницей нескольких сообществ, среди которых был и Творческий союз художников России. Кроме того, мне посчастливилось стать частью сообщества «ИРИДА» – старейшего в нашей стране объединения женщин-художников. Его руководителем является потрясающий человек Мария Сергеевна Эсмонт. Заметив во мне менеджерские способности, она предложила мне помочь в управлении ее ассоциацией. Для меня это был очень интересный опыт, тем более что я уже стояла на пути к созданию собственного проекта.

Мне хотелось создать что-то свое для того, чтобы помогать начинающим авторам теми способами, которые я как художник, прошедший путь «с нуля», считаю эффективными.

Для создания Ассоциации я выбрала структуру НКО, потому что именно этот формат позволял сформировать объединение с минимальными членскими взносами. Взамен благодаря финансированию со стороны организации, партнерской и спонсорской помощи художники получили возможность бесплатно участвовать в выставках, творческих проектах и проводить пленэры на территории ряда живописных усадеб и парков.

Оказалось, что действительно многие площадки заинтересованы в сотрудничестве. Например, концепция Ассоциации настолько понравилась представителям Парка Горького, что наш проект получил развитие, и в этом году состоится уже вторая выставка в Музее Парка Горького. Сейчас мы также делаем большой проект при поддержке усадьбы Воронцово. Это потрясающий природный историко-архитектурный комплекс.

-4

– Какие задачи ставит перед собой Ассоциация?

– Во-первых, для меня было важно внести вклад в изменение самой структуры взаимодействия в художественной среде, создать такое сообщество, которое окажется максимально доступным для художников как с финансовой стороны, так и с точки зрения критериев членства. Безусловно, самое простое, что можно было бы делать, – это брать деньги с участников и за их же счет организовывать выставки и события. Я же пошла по-другому, более сложному, но экологичному пути.

Уже с первых месяцев работы Ассоциации нам удалось показать, что качественные выставки и проекты можно организовывать на бесплатной основе. Необходимо лишь выстроить правильную коммуникацию с площадками.

Во-вторых, я хотела делиться с другими художниками тем волшебным источником вдохновения, который однажды покорил меня. Работа на природе действительно очень заряжает. За всё время, что я занимаюсь рисованием, у меня не было ни одного творческого кризиса. Напротив, я часто сталкиваюсь с проблемой нехватки времени – настолько много потрясающих вдохновляющих образов дарит нам природа.

Среди нас есть даже такие художники, которые раньше никогда не интересовались пейзажной живописью, но однажды, попав на пленэр, стали постоянными участниками Ассоциации. Например, одна девушка очень вдохновилась красотой деревьев и сегодня рисует их настолько реалистично и красиво, как ни один другой художник из нашего сообщества. У нее выработался свой авторский стиль, и я счастлива, что нам удалось помочь ей найти себя.

В-третьих, как куратор я помогаю начинающим художникам в прохождении их творческого пути. С прошлого года я начала сотрудничество с библиотеками – вместе мы организуем персональные выставки наших талантливых авторов, у которых уже есть ряд работ высокого уровня, но нет выставочного стажа. Для начинающих художников это уникальный опыт, позволяющий, с одной стороны, сформировать портфолио, а с другой – понять «кухню» выставочной деятельности.

Кроме того, в рамках всех проектов Ассоциации мы создаем специальные онлайн-каталоги и стремимся всеми доступными способами продвигать творчество начинающих художников на рынке.

– Кто может вступить в Ассоциацию? По каким критериям отбираются художники?

– Сейчас в Ассоциации художников-пленэристов 50 участников, и их число постоянно продолжает расти.

Критерии отбора довольно просты. Моя идея заключалась в том, чтобы создать дружеское сообщество, основанное на поддержке и взаимопонимании. Можно сказать, что наш основной принцип – «творчество для души». Поэтому у нас нет строгих требований к образованию, опыту и возрасту художника, к тем техникам и материалам, которые он использует в своей работе.

Единственное условие для вступления в Ассоциацию связано с личностью человека. Для меня важно понимать, близки ли ему наши ценности и принципы коммуникации, взаимной поддержки.

Я бы сравнила нашу Ассоциацию с семьей или сообществом друзей. Мне нравится, что мы не только вместе рисуем, но и ходим на выставки, коммуницируем вне проектов нашей организации.

– Как проходят пленэры?

– Я являюсь тем художником, который любит быть «сам по себе». Долгое время мне нравилось ходить на пленэры одной, чтобы ни от кого и ни от чего не зависеть. Я могу встать и начать писать этюд посередине людной улицы или в торговом центре. Меня не смущают окружающие, я просто погружаюсь в процесс.

Когда я создала Ассоциацию и начала знакомиться с другими художниками, я узнала, что далеко не все относятся к пленэрам так же, как и я. Многие начинающие авторы некомфортно себя чувствуют «на улицах» в одиночку. На первых порах им нужны поддержка и компания единомышленников. Так как я каждое лето провожу в Сочи, именно с этого города я начала организовывать коллективные пленэры. Я отправлялась рисовать к морю и брала с собой других художников.

Такая практика показала, насколько важно для художников чувствовать свою сопричастность к сообществу единомышленников.

Еще один плюс коллективных пленэров – постепенное изменение отношения к художникам со стороны общества и различных структур. Дело в том, что часто к нам относятся довольно несерьезно, сетуя на то, что мы преграждаем дорогу своим оборудованием, или воспринимая нашу работу в парке как часть «развлекательной программы». Но когда мы начали выстраивать коммуникацию с площадками, объясняя им значимость профессии художника, их отношение постепенно стало меняться. Во многих усадьбах и парках нас ждут и очень гостеприимно встречают, предоставляя все возможности для комфортной работы.

Правильная коммуникация позволяет нам формировать правильное отношение к профессии художника. Люди начинают понимать, что человек с мольбертом не просто «преграждает дорогу гуляющим в парке», а создает произведение, позволяющее сохранить культурное наследие или запечатлеть нечто прекрасное, замеченное им здесь и сейчас.

-5

– Вам ближе современное или классическое искусство?

– Я начинала свой путь с реализма в самом классическом его проявлении. Однако по мере своего развития, общения с разными художниками я не могла обойти стороной современное искусство. Хотя нужно сказать, что, впервые попав на выставку, подумала, что оно мне совершенно не близко. Со временем оказалось, что до многих вещей нужно было дорасти, чтобы понять их смысл.

Когда в прошлом году я оказалась на выставке в Эрарте, я увидела эстетичное, эмоциональное современное искусство, которое накрыло меня с головой. Я поняла, что каждый человек может найти во множестве существующих сегодня направлений что-то свое, близкое именно ему. К счастью, в этом плане современное искусство дает огромное поле для разнообразия.

Современное искусство может нам нравиться или не нравиться, быть понятным или непонятным. Однако, так или иначе, оно отражает мир, в котором мы живем здесь и сейчас, и поэтому его невозможно игнорировать.

Как художник я для себя поняла, что переход от классического к современному искусству лично для меня неизбежен. Мне хочется создавать не только красивые, но и актуальные работы.

Для того чтобы освоить новые навыки, необходимые для развития в новом направлении, я поступила на курс к художнице Светлане Румак. На протяжении нескольких месяцев мы изучали техники и тренды современного искусства. Трансформации начали происходить уже во время обучения, а летом я создала свои первые несколько работ в новом для меня стиле. Они были представлены на выставке современного искусства в Сочи.

Сегодня я вижу свой путь развития на стыке реализма и других жанров. Я очень люблю живопись, мне нравится передавать тонкие и четкие нюансы всего того прекрасного, что я вижу вокруг себя. Вместе с тем мне хочется постоянно привносить в свою работу что-то новое. Без этого не может быть развития.

– Быть художником и одновременно руководителем ассоциации – большой труд. Как семья относится к Вашей профессиональной деятельности?

– Для меня важно выстраивать свою жизнь так, чтобы мне было комфортно. Речь здесь идет нисколько не об эгоизме, а о «здоровой» любви к себе. Например, на протяжении 12 лет я вкладывала много сил и времени в воспитание детей. Для меня было важно вырастить их самостоятельными и ответственными, чтобы уже в подростковом возрасте они не нуждались в чрезмерной родительской опеке, а я имела возможность продолжать развиваться личностно и профессионально. Так и случилось: сейчас я могу уехать по делам ранним утром и вернуться поздно вечером, точно зная, что мои дети сами сделают уроки и организуют свой быт.

Вместе с тем мы с детьми очень близки. Они поддерживают меня и мои увлечения. Я порой слышу, с каким воодушевлением моя дочь рассказывает друзьям о том, что я делаю. Сын всегда охотно помогает мне с организационными задачами в Ассоциации, часто помогает нам на выставках.

Я счастлива, что могу быть для детей не только любящей мамой, но и вдохновляющим примером человека, горящего своим делом.

– Что Вас вдохновляет?

– Меня вдохновляет жизнь во всех ее проявлениях! Я могу ехать на машине или идти пешком и заметить, как красиво лежит снег на елке, остановиться и сфотографировать ее. Я люблю окружающий мир – архитектуру Москвы, море Сочи, природу лесных просторов, атмосферу городских проспектов и деревенских улочек.

Кажется, что это мелочи, но именно такое умение получать вдохновение из мелочей и позволяет поддерживать постоянное творческое воодушевление.

Источником большого вдохновения для меня является искусство. Я очень люблю ходить в музеи и галереи. Дома у меня есть собственная небольшая коллекция картин. Мне кажется, людям вообще полезно окружать себя произведениями искусства. Это создает уникальную атмосферу и наполняют нас энергией изнутри.

-6

– Какие планы ставите перед собой как перед художником и перед Ассоциацией на ближайший год?

– Перед Ассоциацией стоит много глобальных планов. В первую очередь, конечно, мы продолжим развивать те проекты, которые у нас есть, выстраивать сотрудничество с разными площадками, структурами и средствами массовой информации. При этом, думаю, часть инициатив выйдут за пределы России – на международный уровень.

Ну и, конечно же, продолжим развивать наш журнал «Пленэр», в котором материалы для художников готовят сами художники. Подобная практика уже реализована в США, издание пользуется огромной популярностью в профессиональных кругах. Художники открыто делятся своими знаниями, опытом и идеями. На мой взгляд, это тот уровень развития культурного, художественного сообщества, на который мы можем ориентироваться.

Что касается лично меня, то я планирую найти тот самый баланс, который поможет мне гармонично сочетать собственное художественное развитие и работу над развитием Ассоциации. Оба этих направления требуют огромного количества времени и сил, но доставляют мне большое удовольствие.

– Что бы Вы пожелали женщинам из разных стран мира?

– Любить себя и создавать себе возможности для того, чтобы заниматься любимым делом. Желаю женщинам из разных стран не бояться пробовать новое и осуществлять свои мечты. У нас есть много талантов, которые действительно нужны миру.

Марина Волынкина, Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media