В процессе формирования психологической науки определенной проблемой выступало соотношение целостного и системного подходов в психологии. Постепенно было определено, что формирование личности человека в основном строится по принципу освоения накопленного богатого культурного опыта, а также череду собственных открытий, иначе освоение будет поверхностным и формальным. Процесс становления личности включает в себя, поэтому как неотъемлемый компонент формирование сознания и личности: это есть процесс развития сознательной личности, которая под влиянием внутренних и внешних факторов участвует в формировании своего жизненного пути в социуме.
В настоящее время различные классификации и типологии личности и характера используются в разных областях жизнедеятельности, как в системе образования Г. Айзенк, К. Леонгард, Р. Кеттел, АЕ. Личко и др.), в управлении К. Юнг, К. Бриггс, Д. Кейрси, А. Аугустинавичуте, Р. Шиндлер, в политических и PR-технологиях, психотерапевтической практике З. Фрейд, К. Юнг, К. Леонгард, АЕ. Личко, П. Б.Ганнушкин и других.
Формирование личности в процессе своего развития представляет собой такой процесс, где формирования личности происходит в определенных общественных условиях, под воздействием которых происходит процесс усвоения человеком определенного социального опыта. В дальнейшем человек преобразует свой социальный опыт в формировании собственных ценностей и ориентаций, а затем, избирательно вводит в систему своего поведения те нормы, а также шаблоны поведения, которые в данный момент приняты в обществе или социальной группе. Следовательно, восприятие этих элементов во взаимосвязи было необходимо обобщить в целостном подходе к изучению личности. С появлением целостного подхода в психологии во главу угла была поставлена совокупность принципов изучения психики, сознания и поведения как целостных феноменов. Разрабатывался целостный подход с начала XX века, главным образом, в школах целостной психологии, как антитеза господствовавшему ранее элементаристскому подходу.
Основные составляющие целостного подхода:
- решение вопроса о природе изучаемой реальности (мир внутренних переживаний, поведение, сознание в целом, деятельность и т. п.)
- степень целостности природы: является ли данное целое (система) суммативным (целое равно сумме своих частей, как понимались, например, ассоциативные образования в ассоциативной психологии).
Ситуация развития личности в психологии целостного подхода непосредственно описывается с помощью воздействия на личность трех основных:
1. Объективные причины события.
2. Особенностей субъекта или его внутренней организации.
3. Действия принципа детерминизма, то есть влияния внешних условий.
Данные, которые составляют жизненную ситуацию всегда воздействуют в рамках своего целостного единства.
Процесс развития личности начинается у человека с овладения непосредственно собственными моторными действиями, а затем заканчивается овладением как всем своим существом в целом, так и своим поведением в ситуации, когда субъект использует, в том числе и свою личность как инструмент в своей деятельности. Поэтому в процессе целостного развития личности чем больше человек обретает, тем более всеобщим как субъект он становится. Соответственно, тем большую ответственность человек несет за все свои действия, то есть за то, каким этот человек является, чем наполняет жизнь и свою личность. Кроме того, постепенно добавляется ответственность за своих близких, к которым относятся семья и друзья, и социальных партнеров, к которым относятся коллеги, государство, народ страны, человечество в целом. Постоянный процесс переосмысления в собственной жизни проходит постоянно через весь жизненный путь человека, определяя целостность мотивов действий и внутреннего смысла тех задач, которые каждый человек решает в своей жизни. Личность проявляется, постепенно формируется и совершенствуется в процессе своих деяний, характер которых определяются средой или окружением, а также самой личностью.
Таким образом, именно развитие личности и её самосознание представляют собой процесс бесконечный, по сути своей, и целостный процесс так как не только объективный мир чрезвычайно богат и ни один субъект, не может физически вобрать в себя его содержание.
Восприятие ситуации является сложным психологическим явлением, которое характеризует сиюминутное отражение у индивида окружающего мира во взаимосвязи характера его действий и темперамента, который определяет их характер. Однако очень важно учитывать и то, что эмоциональное состояние человека является весьма устойчивым образованием, которое зависит как от особенностей строения, а также функционирования органов чувств, так и от определенных личностных особенностей, а также черт характера и темперамента, мировоззрения человека, его моральных ценностей и психологических установок.
Если говорить о взаимосвязи характера и темперамента как составном явлении, то нужно отметить, что оно включает в себя сразу две равнозначные ступени:
Во-первых, это формирование эмоционального образа.
Во-вторых, это возникновение актуального эмоционального состояния, которое определяет дальнейшее поведение личности.
Две данные ступени невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, так как одно неизменно влечет за собой появление другого. Образ индивида в симбиозе взаимосвязи характера и темперамента представляет собой некое отражение смыслового содержания сложившейся ситуации, которое сформировалось в результате определенного эмоционального восприятия, а также оценки данной ситуации. Затем уже полностью сформированный данный эмоциональный образ вызывает за собой появление некоего определенного актуального эмоционального состояния, которое характерно для данной ситуации. Эмоциональное восприятие ситуации является сложным психологическим явлением, которое характеризует сиюминутное отражение у индивида окружающего мира. Однако очень важно также учитывать и то, что эмоциональное восприятие человека является весьма устойчивым образованием. Восприятие зависит как от особенностей строения, а также функционирования органов чувств, так и от определенных личностных особенностей, а также черт характера и темперамента, мировоззрения человека, его моральных ценностей и психологических установок.
Если говорить об эмоциональном восприятии как составном явлении, то нужно отметить, что оно включает в себя сразу две равнозначные ступени:
Во-первых, это формирование эмоционального образа.
Во-вторых, это возникновение актуального эмоционального состояния.
Две данные ступени невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, так как одно неизменно влечет за собой появление другого. Эмоциональный образ индивида представляет собой некое отражение смыслового содержания сложившейся ситуации, которое сформировалось в результате определенного эмоционального восприятия, а также оценки данной ситуации. Затем уже полностью сформированный данный эмоциональный образ вызывает за собой появление некоего определенного актуального эмоционального состояния, которое характерно для данной ситуации. Таким образом, эмоциональное состояние во всей своей целостности представляет сбой своеобразный ответ личности на определенную, создавшуюся, ситуацию, которая возникла непосредственно, в процессе ее восприятия окружающего мира через призму внутреннего.
Формирование целостного образа личности является звеном в этой цепи, так как у любого индивида целостность эмоционального состояния всегда представляет собой непосредственно определенный результат процесса восприятия окружающего мира. Иными словами, целостность эмоционального состояния представляет собой компонент устойчивого индивидуального эмоционального реагирования, который обладает одновременно сиюминутным воздействием на определенную, выбранную человеком деятельность в данный момент. Таким образом, целостность эмоционального состояния формируется как под воздействием внешних факторов: ситуации и деятельности, так и внутренних факторов: настроения и эмоциональной устойчивости, то есть тех факторов, которые характеризуют отношение конкретного индивида к конкретной возникшей ситуации, а также условиям среды.
Одним из основных постулатов целостности рационально-эмоциональной поведенческой теории является то, что у людей в одно и то же время могут быть как рациональные, так и иррациональные убеждения. Рациональные убеждения ассоциированы со здоровыми негативными эмоциями (озабоченность, грусть, сожаление, огорчение, раздражение).
Иррациональные - с нездоровыми негативными эмоциями (тревога, депрессия, вина, стыд/смущение, гнев).
В настоящее время не существует общепризнанной классификации типов преодоления.
В частности, С. Хобфолл предложил многоосевую модель «поведения преодоления», которая имеет две основные оси: «просоциальная-асоциальная», «активная-пассивная» и одну дополнительную ось: «прямая-непрямая».
В этой связи определяется:
- Осознание человеком непрерывности, а также постоянства и идентичности физического, психического «Я»;
- Способность к управлению своим поведением согласно социальным нормам, правилам и законам;
- Критичность как к себе и собственной жизнедеятельности во всех ее формах и проявлениях и к ее результатам;
- Способностей к позитивному планированию жизнедеятельности и реализации этого планирования в общих чертах;
- Способностей изменять свое поведение и уточнять общий смысл своего существования в зависимости от постоянной смены жизненных обстоятельств.
Работа с иррациональными взглядами и формирование рациональных взглядов составляют сущность рационально-эмоциональной поведенческой терапии по преодолению фрустрации. В связи с тем, что фрустрация (как психическое состояние) связана с преодолением трудностей (фрустрирующей ситуации), необходимо также учитывать используемые при этом стратегии. Таким образом, эмоциональное состояние, которое выражается во взаимосвязи характера и темперамента – это своеобразный ответ человека на определенную ситуацию в процессе ее эмоционального восприятия. Формирование образа личности является опосредующим звеном в этой цепи. Нужно отметить, что у любого индивида актуальное эмоциональное состояние всегда представляет собой определенный результат постоянного процесса эмоционального восприятия.
Иными словами, актуальное эмоциональное состояние представляет собой образование, которое обязательно несет в себе некий компонент устойчивого индивидуального эмоционального реагирования и одновременно обладает только сиюминутным воздействием на определенную деятельность человека. Таким образом, состояние взаимосвязи характера и темперамента – это эмоциональное состояние, которое формируется под воздействием внешних (ситуация и деятельность) и внутренних (настроение и эмоциональная устойчивость) факторов и характеризует отношение индивида к конкретной ситуации и условиям среды. Процесс становления личности в рамках целостного подхода включает в себя такой неотъемлемый компонент как формирование личности. С помощью личности человек выделяет сам себя из окружающей среды, а также ощущает себя как носитель своих физических, а также психических процессов и состояний, выступает для себя как «я», которое связано с «другими» в процессе взаимодействия.
Человек представляет собой три целостные системы:
- Организм,
- Социальный индивид
- Личность.
Различные процессы и аспекты целостного «Я-образа» постоянно соотносятся с различными уровнями активности субъекта как:
- Организма,
- Индивида,
- Личности.
Постоянная идентификация состояния целостности, усвоение существующих стандартов выполнения определенных действий и формирование оценки состояние целостности, в процессе приобретения самоидентичности в рамках различных отношений характеризуют постоянное становление самосознания индивида. Выявление своей целостности и смысла бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем непосредственно характеризуют развитие личности, которое максимально может выразиться только в процессе её социального развития.
Жизненные ценности личности, в этой связи, представляют собой целостную систему тех основополагающих идей, приобретенного опыта, а также убеждений и верований, которые формируют личность, настраивая её повседневную жизнь, сформированную непосредственно под влиянием определенных культурных традиций, а также различных образцов и идеалов, которые характеризуют совокупность представлений человека о значимых параметрах жизни. Процесс становления современной личности в рамках целостного подхода включает в себя, поэтому как неотъемлемый компонент формирование сознания и социализации: это есть процесс развития сознательной личности, которая под влиянием пространственных внутренних и внешних факторов участвует в формировании своего жизненного пути в социуме.