10 мая 1941 года заместитель фюрера третьего рейха Рудольф Гесс сотворил политическую сенсацию, отправившись в полет через Ла-Манш. В одном из самых странных эпизодов Второй мировой войны заместитель Гитлера пролетел в одиночку из Баварии в Великобританию на самолете, и выпрыгнул с парашютом возле Иглешама в Шотландии.
Захваченный англичанами, нацист содержался в плену до конца войны, а затем был осужден за военные преступления на Нюрнбергском процессе в 1946 году. Он умер в 1987 году в возрасте 93 лет в тюрьме Шпандау. Окутанная тайной, история дерзкого полета Рудольфа Гесса породила с тех пор бесконечные истории, представления и мифы. Вот 10 из этих теорий заговора:
1. Герцог Гамильтон был связан с Гессом и причастен к его бегству
Попав в плен в Шотландии, Гесс назвал фальшивое имя и сказал, что у него есть важное послание для герцога Дугласа-Гамильтона, товарища-авиатора, с которым он никогда не встречался. Гесс ошибочно полагал, что герцог был частью антиправительственной группировки и выступал против войны с Германией.
Рассматривая планы тайных мирных переговоров с англичанами, Гесс обратился за советом к своему другу Альбрехту Хаусхоферу, и тот предложил ничего не подозревающему герцогу вступить в контакт с противником. Дуглас-Гамильтон познакомился с Хаусхофером, когда тот находился в Германии в составе парламентской группы Великобритании, на летних Олимпийских играх 1936 года, а герцог оказал гостеприимство Хаусхоферу во время его довоенных визитов в Лондон.
Эта связь с Хаусхофером заставила некоторых предположить, что Дуглас-Гамильтон и/или МИ-5 активно пытались договориться о мире с Германией или что герцог поддерживал нацистский режим Гитлера.
Однако нет никаких доказательств, что герцог Гамильтон симпатизировал нацистам или что он был членом антиправительственной фракции, как считал Гесс. Он принадлежал к Консервативной партии, был другом Уинстона Черчилля и служил своей стране в Королевских ВВС. Дуглас-Гамильтон успешно выиграл дело о клевете против двух коммунистов в 1942 году, которые утверждали, что он дружил с Гессом.
2. Совершить полет Гесса заставила британская военная разведка
Впервые эту версию распространили в СССР после того, как Сталин не поверил предупреждению британцев в апреле 1941 года, что Гитлер собирается напасть на Советский Союз. Когда в июне всё же произошло нападение, для Сталина это послужило доказательством, что Великобритания находится в союзе с Германией и что полет Гесса был инициирован британской разведкой. Даже после того, как Британия наладила поставки в СССР вооружения по ленд-лизу, подозрение не исчезло; в Кремле не могли понять, почему Британия не предъявила Гессу обвинения как военному преступнику, а держала его в комфортных условиях в качестве военнопленного в ожидании послевоенного суда.
К 1991 году выяснилось, что герцог Гамильтон не принимал в этом непосредственного участия, но что фальшивые письма, якобы от него, были отправлены Гессу МИ-6 с намерением заманить его в Великобританию. Говорили, что эта информация поступила от Кима Филби, британского агента и одного из «кембриджской пятерки», тайно работавшей на советскую разведку. В документах, рассекреченных государственным архивным управлением, Гесс не упоминает о приманке, а герцог Гамильтон не знает о каких-либо фальшивых письмах, отправленных под его именем.
3. Гесс совершил полет с ведома Гитлера и действовал как его эмиссар
Если Гитлер знал о деятельности своего заместителя, то почему он не предпринял никаких шагов, чтобы остановить его? Немецкие власти были осведомлены о деятельности Гесса в Аугсбурге – держать его лётную практику в тайне от наземного персонала, механиков и других пилотов было бы трудно, но Гесс был увлеченным авиатором со времен Первой мировой войны.
Сам Гесс непреклонно твердил, что Гитлер ничего не знал о его намерениях; на допросах британцам он говорит, что летел исключительно по собственной инициативе. Он также написал своему адъютанту Карлхайнцу Пинчу, поблагодарив его за молчание, и есть доказательства от Альберта Шпеера о приступе ярости у Гитлера, когда тот услышал о бегстве Гесса. Есть также записи в дневниках Йозефа Геббельса, будто Гитлер заявил, что Гесс заслуживает расстрела за измену.
Расследование, проведенное МИ-5 в 1946 году и обнародованное в 1999 году, пришло к выводу, что Гесс совершил полёт по собственной инициативе и без приказа Гитлера. Оно подтвердило, что Гесс оставил Гитлеру письмо, в котором заявил о намерении договориться с Великобританией перед наступлением Германии на СССР в июне 1941 года.
4. Гесс не мог бы пролететь над германской территорией без разрешения
Самолеты с немецкими опознавательными знаками могли беспрепятственно летать практически в любом месте над собственной территорией. Существовали определенные запретные зоны, такие как крупные города или порты.
В отличие от британских ВВС, у немцев не было сети постов для визуального наблюдения самолетов. Вместо этого существовали противовоздушная команда, известная как Flak (Fligerabwehrkanone), обученная распознаванию самолетов, но они не стали бы стрелять по одному из своих самолетов, если бы им не приказали сделать это. По словам Адольфа Галланда, информация о полете Гесса не дошла до Германа Геринга, главнокомандующего Люфтваффе, пока Гесс не оказался над Северным морем и вне зоны досягаемости германских ПВО.
5. Гесс совершил промежуточную посадку в аэропорту Схипхол, Амстердам
Джеймс Х. Лорд, американский консул в Амстердаме, заявил, что Гесс приземлился в аэропорту Схипхол, чтобы заправить свой Bf110, после телефонного запроса из Аугсбурга. Однако в журналах диспетчерской вышки Схипхола 10 мая 1941 года нет упоминаний о Гессе или самолете, и в то время в аэропорту действовала усиленная охрана после побега пятью днями ранее двух голландцев на двухмоторном истребителе Fokker G-1. Для Гесса вообще не было никакой необходимости приземляться и дозаправляться, поскольку самолет был вполне способен совершить полет с тем количеством топлива, что было залито в баки в Аугсбурге. Собственные записи Гесса показывают, что его самолет пролетел на расстоянии около 80 км к востоку от аэропорта. В любом случае, отклонение от плана могло поставить под угрозу его миссию.
Использованы фотографии thehistorypress.co.uk
Продолжение следует...