Сталин – величайший военный ум мира, - писал летающий маршал Александр Голованов. Недавно опубликованы крайне любопытные записки маршала о Верховном. В их строках есть рассказ об отношении Сталина к наградам. Поразительная история про три высших военных ордена когда-то вполне мирному гражданскому пилоту.
Голованов сам по себе личность удивительной судьбы. Чекист, который арестовывал эсера Савинкова. Пилот Аэрофлота, налетавший миллион километров. Самый молодой маршал авиации. Первый командир стратегической авиации, бомбивший Берлин в сорок первом.
В какой-то момент Голованову подчинялась практически вся гражданская и грузовая авиация. Плюс десяток авиационных заводов. Небывалый взлёт карьеры молодого маршала.
А потом интриги военных и политиков. Столь же стремительный закат. Предложение добровольно отказаться от звания маршала. Постоянные отказы направить на командование серьёзными соединениями.
А в итоге Голованов плюнул, бросил всё и ушел в НИИ Гражданской авиации создавать и испытывать новые пассажирские самолёты. Такого в мире ещё не было, главный маршал авиации сам садился за штурвал опытных экземпляров как простой испытатель.
А начиналось всё со знаменитого письма Голованова Сталину. Что опыт войны в Испании показывает исключительную важность дальней авиации. Которой у нас попросту нет.
Когда простой пилот Аэрофлота писал вождю, что необходимо создать оперативный резерв в сотню-полторы дальних бомбардировщиков, он вряд ли мог представить чем это закончится. Как неожиданно вызовут к самому товарищу Сталину. Что выйдет от вождя со званием подполковника и заданием создавать с нуля авиацию дальнего действия.
Голованов вспоминал о крайне сдержанном отношении Сталина к собственным наградам и званиям. Награждать других любил, а вот вешать очередную медаль на грудь себе откровенно передёргивался.
Как глава государства, по дипломатическому протоколу Сталин был должен принимать многочисленные высшие ордена других стран. Да и наши командиры регулярно представляли товарища Сталина к высоким орденам. Но все эти награды вождь не носил. Увидеть их можно, разве что, на парадных портретах.
Всем привычна картина одной единственной золотой звёздочки на кителе вождя. Маршал Голованов рассказал откуда она появилась. Оказалось, это не сознательный выбор вождя, а во многом восточная традиция.
Когда Сталина наградили званием Героя соцтруда он первое время, по обыкновению, не носил и эту золотую звезду. А потом в свой день рождения увидел на выглаженном кителе приколотую дочкой Светланой золотую медаль. Восточный обычай – обижать девушку в такой ситуации нельзя. Поэтому эту золотую звезду Сталин с тех пор носил до конца жизни.
Голованов вспоминал и любопытный случай с орденом Суворова. В конце осени сорок третьего маршала попросили подписать обращение о награждении Сталина этим орденом. Документы о награждении привёз генерал Смирнов.
Голованов удивился – как это награждать собственного командира. И тут генерал объяснил – Сталин наотрез оказался принимать награду. А другим кавалерам ордена как-то неудобно носить его на груди когда главный, кто его достоин, отказался. В итоге командующие решили писать в Верховный Совет представление о награждении Сталина этим орденом.
Голованов вспоминал, что подписал документы от чистого сердца. Сталин этот орден заслужил ничуть не менее любого красного командира. Как было сказано в Указе о награждении:
«За правильное руководство операциями Красной Армии в Отечественной войне против немецких захватчиков и достигнутые успехи.»
Что любопытно, сам Голованов стал одним из первых кавалеров этого ордена. В конце января сорок третьего, когда он вернулся из Сталинграда, генерал был на докладе у Сталина. Сталину как раз принесли на утверждение новые ордена - Кутузова и Суворова.
Сталин взял образец ордена Суворова и в полушутку приложил на китель Голованова. Полюбовался и довольно сказал:
- Вот, товарищу Голованову эта награда идёт. Побольше бы нам таких!
Действительно, когда орден утвердили и вышел Указ наш командир дальней авиации оказался в числе первых двух десятков награждённых. Вообще, Голованов шутил, что на Суворова ему везло. Немногие могли похвастаться сразу тремя орденами Суворова!
Такая судьба. Начинал гражданским пилотом и закончил испытателем гражданских воздушных судов. А от великолепной военной карьеры остались только три гордых ордена Суворова на старом кителе в шкафу.