Найти в Дзене
Книжный имаджинариум

Как писатель и ученый Монтегю Саммерс боролся со злыми силами внутри и вне себя

Оглавление

Среди нынешнего господства рационализма, научного миропонимания, технологических достижений в большинстве областей жизнедеятельности человека странным и неуместным кажется увлечение оккультными практиками, религиозным мистицизмом или темными областями сознания.

Если и найдется одиночка, бросивший вызов современному прогрессивному движению, он будет отодвинут на обочину исторического развития, получив от своих сограждан имя ретрограда и мракобеса.

Одни из таких загадочных исследователей мрачного наследия прошлого был английский католический священник и историк Монтегю Саммерс, знаток и популяризатор книг по истории демонологии и ведовства Западной Европы.

Будущий специалист по истории религии и оккультизму Средних Веков и Возрождения, Монтегю Саммерса еще при жизни стали называть «загадочным писателем». Если традиционная европейская историография трактовала былую охоту на ведьм как мрачную эпоху по сравнению с предстоящим светлым и вдохновенным Ренессансом, Монтегю Саммерс посмел возразить мнению солидных ученых коллег, предложив свою собственную теорию на ведовские процессы и гонения прошлого.

По мнению Монтегю Саммерса, средневековые инквизиторы не заблуждались со своим диагнозом одержимости человека злыми духами.

Помимо этого, Монтегю Саммерс прославился экстравагантным поведением и таинственным образом жизни.

Жизнь Монтегю Саммерса

  • Монтегю Саммерс был седьмым ребенком в семье банкира августа Уильяма Саммерса. После частных уроков дома и посещения «Тринити колледж» в родном городке Клифтон (сейчас - пригород Бристоля) Монтегю Саммерс успешно учится в Оксфорде.
Город Клифтон в наши дни
Город Клифтон в наши дни

В это же время он начинает увлекаться церковными ритуалами, пышным и праздничным убранством католических соборов, воздухом месс, пропитанным ладаном и другими благовониями.

  • Поездка по Италии еще более укрепила Монтегю Саммерса в решении стать священником. После окончания Личфилдского теологического колледжа с присвоением степени магистра он становится диаконом, получив приход в Базе.

Такое изменение в жизни Саммерса совпало с увлечением демонологией и потусторонними силами. Он начал встречаться с приведениями в ванной комнате и на домашних галереях.

  • Тогда же Монтегю Саммерс занял место преподавателя иностранных языков в Херфордской средней школе.
  • Одевался он по моде времен королевы Анны: длинный темный сюртук, туфли с пряжками, цветастые чулки и массивная трость дополняли его колоритную внешность, а волосы на голове были по бокам коротко подстрижены с удлинением сзади, что по виду напоминало парик.
Английский писатель, исследователь оккультизма Монтегю Саммерс (1880-1948)
Английский писатель, исследователь оккультизма Монтегю Саммерс (1880-1948)
  • Знакомство с издателем Генри Булленом позволило Саммерсу заняться изданием драм известных и позабытых писателей эпохи Реставрации, а также стать театральным продюсером.
  • Позже Монтегю Саммерс выпустил единственное исследование в Англии о маркизе де Саде.
  • В 1926 году вышло в свет прославившее его исследование по истории преследования ведьм «История ведьмовства и демонологии».

Монтегю Саммерс погрузился в мрачный мир средневековых процессов и аутодафе. Молва приписывала ему участие в черных мессах, хотя в своих трудах он яростно подвергал проклятию чернокнижников, магов и любителей спиритизма настоящего и прошлого.

Монтегю Саммерс продолжил свои изыскания, выпустив в свет работы по географии ведьмовства, вампирам, оборотням, гоетии и культу Вуду.

  • В 1927 году Монтегю Саммерс издал спорную работу «De Daemonialitate» францисканского монаха Людовико Синистрари, написанную в конце 17 века, а позже – «Исповедь Мадлен Бавен». Обе книги были запрещены к публикации из-за нарушения закона о непристойных публикациях.
  • Монтегю Саммерс публиковал английские готические романы, а также стихотворения скандального поэта елизаветинской поры Ричарда Барнфилда, склонного к излишней драматизации мужской дружбы (поэмы «Ласковый пастырь» и «Синтия»), достойного соперника и близкого друга Уильяма Шекспира.
 Английский поэт Ричард Барнфилд (1574-1620)
Английский поэт Ричард Барнфилд (1574-1620)
  • В доме на Брод-стрит, 43 (Оксфорд) Монтегю Саммерс организовал молитвенный зал. Часто он облачался в черный плащ и с молитвенником под мышкой спешил на мессу в приоратную церковь доминиканцев, ступая не по тротуару, а по водосточным трубам.
  • Когда Монтегю Саммерс скончался, на его похоронах присутствовали пять человек, включая личного секретаря Гектора Стюарта-Форбса.

На надгробии Монтегю Саммерса была высечена фраза:

«Расскажите мне что-нибудь странное».

Исследования Монтегю Саммерса в области демонологии

Монтегю Саммерс отстаивал ту точку зрения, что одержимость ведьм и колдунов происходила на самом деле.

  • Истоки колдовства он находил в Древней Греции и Риме.
  • Превращение ведьм в животных были зафиксированы еще св. Теодорихом, архиепископом Кентерберийским (668-690 годы). На церемониях шабаша присутствовали доверенные лица дьявола, а иногда и он сам.
  • Полеты ведьм на метлах исследователем оспаривались, хотя прыжки на метлах по земле входили в праздничные обряды заблудших душ.
Картина «Шабаш ведьм» Франсиско Гойи (1819-1823)
Картина «Шабаш ведьм» Франсиско Гойи (1819-1823)
  • Началом многочисленных средневековых ересей Монтегю Саммерс считал гностические секты, зародившиеся в самом начале возникновения христианства.

Согласно учению гностиков, существующий видимый мир создан Демиургом, являющимся властелином царства тьмы и противником Высшего, Всеблагого Бога. В нашем мире постоянно ведется борьба между добрыми и злыми силами, причем человеку уготовано немалое место в этом столкновении.

Гравюра Уильяма Блейка «Элохим создает Адама» (ок. 1795 г.)
Гравюра Уильяма Блейка «Элохим создает Адама» (ок. 1795 г.)

Ведь тело, состоящее из темной материи, мешает освободиться божественной душе, составляющей частицу светлой энергии, рассеянной по Вселенной в результате временной победы злого Демиурга.

Змей-искуситель, таким образом, превращается в носителя добра и соперника Демиурга, Бога Ветхого Завета. Иуда Искариот предстает в этом случае праведным апостолом, так как он избавил мир от коварного создателя.

  • Монтегю Саммерс оправдывал выпущенную в 1258 году папой Александром IV буллу против черной магии как единственную возможность покончить со смертельным грехом человечества.
Римский папа Александр IV (1185-1261)
Римский папа Александр IV (1185-1261)
  • Учрежденная указанной буллой инквизиция опиралась на кадры, предоставленные недавно созданными орденами доминиканцев и францисканцев, и должна была подчиняться римскому папе напрямую для быстрого вынесения обвинительных приговоров над еретиками.
  • Таким образом, ведьмы и колдуны являются прямыми потомками старых гностических сект.
  • Согласно Монтегю Саммерсу, не существует преемственности между языческими богами и христианским культом святых.
  • Современные спиритические увлечения являются продолжением средневековых обрядов и должны быть осуждены обществом.

Несомненной заслугой Монтегю Саммерса является то, что спустя сотни лет мир увидел памятники былой борьбы за создание образцового религиозного коллектива во главе с римским понтификом. Критика человеческих отношений внутри средневекового универсума не должна становиться помехой для признания духовного запроса общества на обновление церковных порядков и изменения ментального сознания человека.

Монтегю Саммерс как будто сам возник из далекого прошлого, принеся оттуда бескомпромиссный взгляд на природу добра, отливающую кровавым оттенком.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!