Найти в Дзене
Лабиринт

Как в литературе появился жанр фэнтези и кто его родоначальник?

Оглавление

Орки, эльфы, дварфы и драконы… они никогда не существовали, но о них слышал практически каждый — все благодаря фэнтези. Этот жанр еще молод, но он уже успел пережить многое: от обвинений в несерьезности и детскости до завоевания игровой и киноиндустрий в начале XXI века. Попробуем проследить развитие литературы, вобравшей в себя элементы европейских сказок, мифологии и рыцарских эпосов.

Каким было самое первое фэнтези?

Действительно, когда заходит разговор о первом фэнтези, в памяти всплывают легенда о Беовульфе, произведения Роберта Ирвина Говарда и даже Николая Гоголя. Но даже если отнести произведения этих людей к жанру фэнтези, то все равно не получится выстроить систему. Отчасти, потому что жанр формировался в литературных клубах Англии начала XX века. Сейчас очень сложно найти человека, которому не были бы знакомы имена Джона Рональда Руэла Толкина и Клайва Стейплза Льюиса. Именно их можно назвать «родителями» всех ранних фэнтезийных сюжетных завязок и конфликтов — извечной борьбы двух полярных сил, магии и даже идеи «попаданцев». Толкин и Льюис начинали с перевода уже упомянутого «Беовульфа», встречались, пили чай и обсуждали мифологию, лингвистику и литературу. В результате этих встреч и взаимовлияния и родились всем известные шедевры, ставшие каноном и ориентиром на многие годы.

Развитие жанра

Успех книг о мирах, населенных не только людьми, но и фантастическими существами, основной конфликт в которых прост и понятен, стал благоприятной почвой для становления целой плеяды выдающихся писателей. Конечно, фэнтези начали упрекать в излишней неправдоподобности. Возьмем, к примеру, магию: ее природа разнится от сеттинга к сеттингу, но в некоторых она настолько могущественна, что способна решить любую проблему. Многие считают, что в научной фантастике такие повороты сюжета просто недопустимы, но прием «deus ex machina» характерен не только для фэнтези.

Урсула ле Гуин со своим героем
Урсула ле Гуин со своим героем

Но, несмотря на все разговоры о «несерьезности» такой литературы, ничто не помешало именитым фантастам писать в этом жанре и даже умело совмещать его с научной фантастикой: Андрэ Нортон написала «Колдовской мир», Роджер Желязны создал свои «Хроники Амбера» и множество постапокалиптических фэнтезийных произведений, из-под пера Урсулы ле Гуин вышел «Волшебник Земноморья». Чуть позже появилось еще больше жанровых экспериментов: юмористический мир Терри Пратчетта, стимпанк-фэнтези Майкла Муркока с аллюзиями на реальность, героика Терри Гудкайнда, темные наемничьи будни Глена Кука, жестокий мир Джорджа Р. Р. Мартина. Жанр постепенно разросся, в нем появилось множество ответвлений. И вот в конце девяностых годов прошлого столетия Джоан Роулинг написала свое городское фэнтези — про мальчика, который выжил.

Фэнтези зашло в тупик?

Как можно назвать кризисом время, когда экраны кинотеатров штурмуют фильмы по мотивам «Властелина колец», «Хроник Нарнии» и «Гарри Поттера»? Когда люди вовсю играют в «Warcraft», «Героев Меча и Магии», «Dungeons&Dragons» и «Warhammer: Fantasy»? Такая массовая популярность неизбежно влечет за собой море конъюнктуры, которая опошляет жанр. Пока фэнтези проникает в нашу жизнь через кино, компьютерные и настольные игры, перед писателями встал вопрос — куда двигаться дальше? Жанровые клише и повсеместное их использование завели в тупик. Но кризис — это не только проблемы, это еще и идеальное время для новых возможностей, поэтому появляются авторы, которые среди прочих целей при написании книги ставят себе задачу избавиться от шаблонов, привнести в монохромную картину миров оттенки других цветов и поднять в своих произведениях серьезные морально-этические вопросы.

Одни из самых ярких представителей таких смельчаков — Джо Аберкромби и Чайна Мьевиль. Первый пишет, казалось бы, все о том же — войны меча и магии, королевства, рыцари. Но сюжетные ходы порой настолько жестоки и непредсказуемы, что даже искушенный фанат подобной литературы обратит внимание на свежесть сценарных решений. Второй поражает смешением жанров, затрагиваемыми темами и безудержной фантазией. В его книгах тоже можно встретить фантастических существ, но это не типичные кентавры, а, например, жукоголовые создания.

-3

Фэнтези, столкнувшись с первыми проблемами, быстро находит вектор для их решения. Теперь остается предвкушать новые потрясающие книги, которые будут читать десятилетиями, новых талантливых авторов и новые жанровые ответвления. Главное, что жанр уже твердо стоит на ногах, а людей, которые воспринимают его несерьезно, все меньше.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!