Орки, эльфы, дварфы и драконы… они никогда не существовали, но о них слышал практически каждый — все благодаря фэнтези. Этот жанр еще молод, но он уже успел пережить многое: от обвинений в несерьезности и детскости до завоевания игровой и киноиндустрий в начале XXI века. Попробуем проследить развитие литературы, вобравшей в себя элементы европейских сказок, мифологии и рыцарских эпосов.
Каким было самое первое фэнтези?
Действительно, когда заходит разговор о первом фэнтези, в памяти всплывают легенда о Беовульфе, произведения Роберта Ирвина Говарда и даже Николая Гоголя. Но даже если отнести произведения этих людей к жанру фэнтези, то все равно не получится выстроить систему. Отчасти, потому что жанр формировался в литературных клубах Англии начала XX века. Сейчас очень сложно найти человека, которому не были бы знакомы имена Джона Рональда Руэла Толкина и Клайва Стейплза Льюиса. Именно их можно назвать «родителями» всех ранних фэнтезийных сюжетных завязок и конфликтов — извечной борьбы двух полярных сил, магии и даже идеи «попаданцев». Толкин и Льюис начинали с перевода уже упомянутого «Беовульфа», встречались, пили чай и обсуждали мифологию, лингвистику и литературу. В результате этих встреч и взаимовлияния и родились всем известные шедевры, ставшие каноном и ориентиром на многие годы.
Развитие жанра
Успех книг о мирах, населенных не только людьми, но и фантастическими существами, основной конфликт в которых прост и понятен, стал благоприятной почвой для становления целой плеяды выдающихся писателей. Конечно, фэнтези начали упрекать в излишней неправдоподобности. Возьмем, к примеру, магию: ее природа разнится от сеттинга к сеттингу, но в некоторых она настолько могущественна, что способна решить любую проблему. Многие считают, что в научной фантастике такие повороты сюжета просто недопустимы, но прием «deus ex machina» характерен не только для фэнтези.
Но, несмотря на все разговоры о «несерьезности» такой литературы, ничто не помешало именитым фантастам писать в этом жанре и даже умело совмещать его с научной фантастикой: Андрэ Нортон написала «Колдовской мир», Роджер Желязны создал свои «Хроники Амбера» и множество постапокалиптических фэнтезийных произведений, из-под пера Урсулы ле Гуин вышел «Волшебник Земноморья». Чуть позже появилось еще больше жанровых экспериментов: юмористический мир Терри Пратчетта, стимпанк-фэнтези Майкла Муркока с аллюзиями на реальность, героика Терри Гудкайнда, темные наемничьи будни Глена Кука, жестокий мир Джорджа Р. Р. Мартина. Жанр постепенно разросся, в нем появилось множество ответвлений. И вот в конце девяностых годов прошлого столетия Джоан Роулинг написала свое городское фэнтези — про мальчика, который выжил.
Фэнтези зашло в тупик?
Как можно назвать кризисом время, когда экраны кинотеатров штурмуют фильмы по мотивам «Властелина колец», «Хроник Нарнии» и «Гарри Поттера»? Когда люди вовсю играют в «Warcraft», «Героев Меча и Магии», «Dungeons&Dragons» и «Warhammer: Fantasy»? Такая массовая популярность неизбежно влечет за собой море конъюнктуры, которая опошляет жанр. Пока фэнтези проникает в нашу жизнь через кино, компьютерные и настольные игры, перед писателями встал вопрос — куда двигаться дальше? Жанровые клише и повсеместное их использование завели в тупик. Но кризис — это не только проблемы, это еще и идеальное время для новых возможностей, поэтому появляются авторы, которые среди прочих целей при написании книги ставят себе задачу избавиться от шаблонов, привнести в монохромную картину миров оттенки других цветов и поднять в своих произведениях серьезные морально-этические вопросы.
Одни из самых ярких представителей таких смельчаков — Джо Аберкромби и Чайна Мьевиль. Первый пишет, казалось бы, все о том же — войны меча и магии, королевства, рыцари. Но сюжетные ходы порой настолько жестоки и непредсказуемы, что даже искушенный фанат подобной литературы обратит внимание на свежесть сценарных решений. Второй поражает смешением жанров, затрагиваемыми темами и безудержной фантазией. В его книгах тоже можно встретить фантастических существ, но это не типичные кентавры, а, например, жукоголовые создания.
Фэнтези, столкнувшись с первыми проблемами, быстро находит вектор для их решения. Теперь остается предвкушать новые потрясающие книги, которые будут читать десятилетиями, новых талантливых авторов и новые жанровые ответвления. Главное, что жанр уже твердо стоит на ногах, а людей, которые воспринимают его несерьезно, все меньше.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!