В общественном сознании наметились некоторые сдвиги в сторону здравомыслия. Французы стали задавать себе вопросы. Это обнадеживает!
Два дня назад в вечерней аналитической программе телеканала CNews экономический эксперт предложил зрителям поразмышлять на темы: « Французские компании в России: уйти или остаться?», «Если уйти, то чем это грозит?», « Если остаться, то почему?»
Для начала эксперт привел следующую статистику.
По данным Франко-российской Торгово-промышленной Палаты, в 2021 году на российском рынке работали 1200 французских компаний. В том числе 35 из 40 крупнейших, входящих в САС 40.
В первую очередь можно назвать известнейшие фирмы по производству продуктов питания Бондюэль, Данон, Лакталис, мировых операторов розничных сетей Ашан, Леруа Мерлен, Декатлон, косметическую компанию Ив Роше, банковскую группу Сосьете Женераль (в ее российском филиале Росбанке работает 12 000 сотрудников) и, конечно, Рено и Total ( 25% дизельного топлива, потребляемого во Франции, импортируется из России).
Подавляющее большинство этих компаний приняли решение остаться в России. На днях Йельский университет (США) составил список иностранных фирм, работавших в России и решивших уйти или приостановить свою деятельность в связи с последними событиями. Интересно, что в графе «Закрылись полностью» поименовано около 400 компаний, из них только две французские: Жеодис (логистика) и Дизер ( музыкальный интернет-сервис). В графе «Приостановили деятельность» французских компаний несколько больше: Альстом, Airbus, LVMH, Шанель.
От себя замечу, что вчера под беспрецедентным нажимом автоконцерн Рено также объявил о приостановке работы завода в Москве. Сегодня утром слушала интервью экономического эксперта на радиоканале France Info по этому поводу. Он прямо заявил, что потеря российского рынка (второе место по продажам автомобилей Рено после Франции) грозит компании огромными финансовыми трудностями. Рено будет вынуждена прибегнуть к государственной поддержке. Французский государственный долг уже превысил все разумные пределы. Если между «тяжелой» и «очень тяжелой» ситуацией правительство Франции выбирает «очень тяжелую», тем хуже для него! Вряд ли народ согласится с таким выбором.
Вернусь к выступлению экономиста на телеканале CNews. Он поставил еще один интересный вопрос: «Почему французы остались в России, хотя американцы ушли очень быстро?»
Причина имеется.
По объему двусторонней торговли Франция и Россия мало зависят друг от друга.
В течение последних 10 лет Франция экспортировала в Россию товаров на 5-10 миллиардов евро в год: продукцию сельскохозяйственного машиностроения, авиапромышленности. В общем объеме французского экспорта доля России составляет всего 1,5 %.
Франция импортирует из России на 5-10 миллиардов евро, в основном углеводородное сырье. Как поставщик Россия находится для Франции на 17 месте.
С другой стороны, Франция является вторым по важности инвестором в России после Великобритании. В прошлом году французские фирмы вложили в Россию 17 миллиардов евро. В основном Total – акционер двух крупнейших российских месторождений, работающий в России с 90-х годов.
В 2000-х годах на российский рынок пришли также крупнейшие французские торговые сети. В настоящее время Ашан имеет в России 235 магазинов (10% его мировых продаж), Леруа Мерлен – 113 (20% мировых продаж), Декатлон – 60.
Взаимные экономические санкции, введенные ЕС и Россией за последние 8 лет, заставили французов искать обходные варианты. Они усилили инвестиции в России: построили ряд заводов по переработке сельскохозяйственного сырья и пр. 90% товаров, продаваемых в сети Ашан, российского производства.
Компании США не инвестировали в Россию. Например, Apple просто арендовалa торговые помещения, в которых продавалa привезенную продукцию. Поэтому для американцев не составило большого труда покинуть российский рынок.
В заключение эксперт указал на риски, которым подвергаются оставшиеся в России французские компании.
Это – репутационный ущерб, возможность бойкотирования их товаров в других странах, а также трудности с организацией производства из-за нехватки импортных комплектующих.
Для компаний, решивших применить тактику «уйти, оставшись», то есть передать управление российским партнерам, существует риск впоследствии не получить обратно свои предприятия.
Ушедшим с российского рынка французским компаниям грозит национализация.
Вывод эксперта: Франция не может себе позволить с американской легкостью уйти с российского рынка.
#франция#
#россия#
#экономика#
#политика#