Брак всегда считался чрезвычайно важным социальным институтом, молодые люди приравнивались к совершеннолетним, вступая в брак в юном возрасте.
Женитьбу на иностранках популяризировал Петр I, хотя первым царем, взявшим в жены иностранку по политическим соображениям был Иван III. Ну а брак Петра на крестьянке из захваченной территории Марте Скавронской (Екатерина I) не имел никаких политических преимуществ, а наоборот, даже порицался элитами.
Петр активно принуждал к браку своих племянниц по политическим мотивам, за выгодных для него персон, а себе не отказал в удовольствии заключить брак по любви.
Из-за гендерного неравенства пострадали императрицы, они вынужденны были оставаться на троне незамужними, ведь в случае заключения брака они приняли бы титулы и фамилии мужей, тогда династия Романовых сменилась бы. Хотя, конечно, женщины не отказывали себе в тайных венчаниях. С большой долей вероятности Елизавета I и Екатерина II так и поступили.
В XIX веке большая часть браков в царствующей семье заключалась по любви и обоюдному желанию молодых. В это время стало модным отправлять великих князей в поездки по странам Европы якобы для того, чтобы они увидели мир и познакомились с правящими домами перед восшествием на престол, но все же главенствующей целью таких поездок были так называемые «смотрины». Молодые люди знакомились с европейскими принцессами на выданье, и в конце концов, выбирали себе подходящую пару.
Так уж сложилось, что наши императоры были неравнодушны к немкам. Только Александр III женился на датчанке. Немецкие принцессы легко меняли веру, были домовиты и скромны.
Несмотря на то, что императоры жили с любимыми женами, практику измен они не прекратили. Большая часть императоров российской империи имела связи на стороне, которые не особенно то и скрывались. Причиной тому становилась природная холодность жен-немок, их частые беременности и болезни, исключавшие плотские отношения. Лишь последние правители России, Александр III и его сын Николай II, императоры с высокими нравственными принципами, обожавшие своих жен, вне всякого сомнения, не имели любовниц.
В первой половине XIX века для адюльтера императоры выбирали фрейлин, во второй половине века их сменили балерины.
Женам императоров не позволялось заводить любовников, поэтому их отношения на стороне тщательно скрывались, а если о возлюбленных становилось известно, как правило, этих несчастных мужчин ждала ссылка или внезапная кончина.