Найти в Дзене

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ (СОСТОЯНИЕ ДЕЛ - корректируется)

Анализируя текущее состояние (на 11.04.2022), можно констатировать следующие вещи:

1) Паники в нашем Правительстве нет.

2) Ажиотажный спрос сходит на нет.

3) Рубль стабилизировался в пределах (70-80 за $1), т.е фактически вернулся к уровню до начала СВО.

4) Ставка ЦБ снижена с 20 до 17% и 24.04.2022 планируется еще снижение.

5) Разрешена покупка валюты населением и убран 12% барьер (по сути налог на покупку валюты) для ее покупки.

6) Наши предприятия перестраивают старые цепочки поставок, однако медленно, частично из-за того, что многие, ушедшие с рынка, западные компании предполагают вернуться... Но, на мой взгляд, ждать не стоит, мы можем разрушить свое производство из-за этого ожидания "с моря погоды".

7) И в целом, импортозамещение движется медленно, большей частью из-за бюрократических проволочек. Правительство установлено по сути два срока: полгода - для замещения первостепенных товаров, и 3-5 лет для замещения всего остального, что имеет смысл заместить.

Собственно, над импортозамещением сейчас работают почти во всех странах из-за нарушений логистических цепочек: https://www.kommersant.ru/doc/5270941?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Конкретные планы по импортозамещению см. здесь (сайт Фонда Развития Промышленности):

Отраслевые планы импортозамещения Минпромторга России - https://frprf.ru/zaymy/prioritetnye-proekty/?docs=334

1. АВТОПРОМ

Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал, что сейчас российская сторона ведет диалог со всеми автопроизводителями и иностранными брендами. С некоторыми из них у России есть четкое понимание, что они останутся на российском рынке и сохранят производственные мощности и поставки комплектующих, отметил министр.

Автомобильный завод «ПСМА Рус» (владельцы: концерн Stellantis, совместно с Mitsubishi Motors) не останавливал производство и ритмично продолжает выпуск автомобилей, сообщили РБК в пресс-службе. На этом заводе собираются седаны Peugeot 408, Citroёn С4, фургоны Peugeot Partner, Citroёn Berlingo и Opel Vivaro, а также компактвэны Peugeot Partner Crossway и Citroёn Berlingo Multispace... Однако, чуть позже концерн Stellantis принял решение уйти из России.

В марте Toyota приостановила производство машин в России, а затем и поставки в страну. В компании это решение объяснили проблемами с производственными цепочками и экспортными каналами. Одновременно автопроизводитель отозвал 26 своих представителей из России и членов их семей. При этом в пресс-службе компании подчеркнули, что Toyota не собирается уходить из России.
(https://www.rbc.ru/rbcfreenews/62561e609a79478153ae3018?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop)

2. АВИАПРОМ

Ситуация не является критической. Россия делает лучшие в мире военные самолеты, эти же заводы сейчас занимаются производством наших российских самолетов.

Однако, полная ориентация наших авиакомпаний на западные модели самолетов привела к тому, что они фактически полностью летают на чужих самолетах. Из-за приостановки лизинга и запрета на поставку запчастей к этим самолетам возникли проблемы. Известно, что около 80 самолётов русских авиакомпаний были арестованы за рубежом. Это борты, которые не успели вылететь обратно в Россию. Всего у наших компаний находится около 1400 самолетов.

Порядка 800 воздушных судов уже переведено ускоренной процедурой в отечественный реестр, т.е. «экспроприировано».

По отечественным разработкам:

Самолет МС-21. Два самолета поступят нашим авиакомпаниям уже в этом году. Полное импортозамещение и серийный выпуск предполагается провести к 2024 году.

SSJ100. Запас иностранных комплектующих позволит произвести до 2024 года еще несколько десятков единиц, а с 2024 года в серию выйдет обновленный SSJ-NEW, состоящий полностью из отечественных комплектующих с русским двигателем ПД-8.

Ту-214 (советская разработка). Объединенная авиастроительная корпорация планирует построить около 70 самолетов Ту-214 до 2030 года, сообщил "Ростех". РИА Новости

3. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Эта часть нашей продукции в последнее время усиленно развивалась, так что голода нам заведомо не грозит. Опять же наша житница будет прирастать Крымом, после восстановления нормального снабжения водой. С другой стороны, Украина, которая тоже была житницей, в этом году мало вероятно, что выйдет на посевную.

4. ЭЛЕКТРОНИКА

Утверждена Стратегия развития российской электроники, рассчитанная до 2030 года. Она предполагает, что объемы экспорта этой продукции должны достичь 12 миллиардов долларов в год.

Доля отечественной электроники в оборонной промышленности - примерно 85%. В остальных отраслях в среднем она составляет около 30%.

Объем российского рынка микроэлектроники составляет 0.7% от мирового, и большую часть этого объема обеспечивают предприятия ВПК. Крупнейший производитель микросхем («Микрон») по итогам 2019 года имел выручку около 10 миллиардов рублей (160 миллионов долларов или 0.5% от TSMC) и впервые за десять лет (!) не оказался убыточным. Для сравнения, выручка «Яндекса» за 2018 год — 126 миллиардов рублей.

Второе по размерам микроэлектронное производство в России — это брянская «Группа Кремний Эл», обладающая производством с проектными нормами 700 нм (и недавно объявившая об освоении 500 нм и планах на 350 нм). Выручка компании в 2017 году — 3 миллиарда рублей, в 2018 — 2.6 миллиарда рублей, продукция — дискретные компоненты (транзисторы и диоды), силовые модули на их основе, а также аналоговые и силовые чипы небольшой сложности, почти полностью ориентированные на нужды ВПК.

Находящийся на третьем месте «Ангстрем» — извечный конкурент «Микрона» — в 2018 году показал выручку от производства 2.17 миллиарда рублей (и ещё 600 миллионов дали НИОКР) — и, впервые за несколько лет болтания около нуля, убытки.

Заметим, что 180 нм – это начало 2000-x на Западе, процессоры типа Intel Celeron и PlayStation 2. Современное производство - до 90 нм, либо - наиболее продвинутое до 65 нм и ниже. Передовое - 14 или 7нм - пока нам недоступно.

5. ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

"Лёгкая промышленность — одна из тех отраслей экономики, к которым слово «импортозамещение» пока применимо с большим трудом.

За постсоветское время она успела пережить и коллапс, когда нелегальный «абибас», пошитый в китайской или турецкой мастерской, составлял на нашем рынке 69,2% товаров. И относительное благополучие в нулевых. Тогда все признавали, что да, сами шьём мало, зато встроились в мировое разделение труда и можем в любых объёмах купить продукцию «ведущих мировых брендов».

По данным отраслевого союза, сейчас в РФ шьют не более 18% продающейся в стране одежды. По информации компании Fashion Consulting Group, эта доля куда весомее — 25%. Но, как ни считай, большую часть отечественного рынка, объём которого превышает 4 трлн руб., делят между собой другие страны" (АиФ.ру).

Тем не менее доля Китая, Белоруссии и Турции - около 50% нашего рынка одежды. Поэтому 50+25 =75% - достаточно для стабильности. С качеством правда пока есть проблемы.

6. СТРОИТЕЛЬСТВО

Около 40% строительных компаний начали замораживать свои проекты по всей России. Об этом пишет «Коммерсант», ссылаясь на данные опроса межотраслевой ассоциации саморегуляторов в области строительства и проектирования «Синергия». Застройщики делают это из-за антироссийских санкций, которые привели к подорожанию стройматериалов, нарушению логистических цепочек в поставках и увеличению финансирования, отмечено в исследовании.

29% строительных компаний не столкнулись с перебоями в поставках. Но они все равно решили временно отложить недавно начатые стройки, чтобы перенаправить ресурсы на завершение объектов, которые практически готовы.

Некоторые застройщики действительно подтвердили, что они заморозили объекты на неопределенное время.

По словам экспертов, цены на стройматериалы за месяц в отдельных сегментах выросли на 80%, по некоторым позициям – в два раза. Поэтому высокие цены стройматериалов и возможный дефицит оборудования могут привести к недострою объектов. Кроме того, те девелоперы, которые были ориентированы на заграничные материалы, окажутся более чувствительны к происходящему. В частности, в сегменте коммерческой недвижимости может ожидаться сокращение объемов строительства на 40%.

По словам участников рынка, перенос сроков строительства неизбежен и в сегменте жилья, так как оперативно заменить разрушенные цепочки поставок из-за границы не получится. Из-за этого объем ввода нового жилья может сократиться минимум на 20%.

Застройщики стали останавливать проекты по всей России - Газета.Ru | Новости

10. ПРОЧЕЕ

Офисная бумага. В России возник ажиотажный спрос, поскольку остановилось производство на российских компаниях из-за отсутствия отбеливателя. Финская компания Kemira остановила поставки в Россию и Белоруссию хлората натрия. Данный химикат как раз и используется для отбеливания целлюлозы. Однако проблема решаемая, просто Правительству следовало озаботиться этим чуть раньше.

Стоимость офисной бумаги резко выросла в последние недели как минимум в три раза. При этом в Минпромторге заверили, что дефицит не грозит, отечественные производители в состоянии полностью закрыть потребности российского рынка.

11. ЗАВОДЫ, ГОТОВЫЕ ЗАМЕСТИТЬ ИМПОРТНУЮ ПРОДУКЦИЮ:

На основе открытых в СМИ данных.

«Импортозамещение в России в 2022 году находится в пределах 30%. Это значит, что все товары, продукты, а также услуги, производимые в стране, составляют всего 30%, остальное приходится закупать за рубежом. В начале марта многие мировые бренды стали покидать российский рынок. Остановили свою работу представители масс-маркета, косметики, а также модные дома и многие бренды одежды. После таких событий предприниматели заговорили о том, что представителям локальных брендов открываются новые возможности из-за освободившихся ниш. В государстве стоит задача сделать импортозамещение основой российской экономики на данный момент. Именно поэтому многие отечественные бренды начали активную подготовку к работе на случай полного запрета на ввоз товаров из Европы. Доля отечественной продукции на рынке должна составить 70%». Источник: https://f.partnerkin.com/blog/allinfo/kakih_proizvodstv_ne_hvataet

Куда необходимо направить усилия по импортозамещению (источник указан выше):

1) Производство комплектующих для автомобилей

2) Производство комплектующих для судов (70% - импорт)

3) Производство электронных компонентов для бытовых приборов и техники

4) Производство печатных плат

5) Производство чипов для транспортных карт

6) Производство оборудования для строительства LTE-сетей

7) Производство мебели (например, IKEA занимала 20% рынка)

8) Производство лифтов и деталей для них (иностранные комплектующие)

9) Производство оборудования для спорткомплексов (почти всё оборудование закупается за рубежом)

10) Производство резинотехнических изделий

11) Производство очков и товаров для зрения

12) Производство бумаги

13) Производство парфюмерии

14) Производство жидкости для мытья посуды (90% - импортные ингредиенты)

15) Производство средств для мытья окон

16) Производство кашемира

17) Производство кожи

18) Производство фурнитуры для одежды

19) Производство мембранной ткани

20) Производство ювелирных украшений

21) Производство тетрапака (наши производители имеются, но в недостаточном количестве)

22) Производство сыра (надо расширить производство)

23) Производство чая

24) Производство препаратов для лечения заболеваний щитовидной железы (импортные товары пока не ограничены, однако возник ажиотажный спрос)

25) Производство обезболивающих гелей (доля наших предприятий – около 20%)

26) Производство препаратов от давления. - Глава Росздравнадзора Алла Самойлова объяснила дефицит лекарств в аптеках нездоровым ажиотажем россиян и отметила, что на складах препараты есть в достаточном количестве

27) Производство БАДов

Ясно, что в указанных выше отраслях ситуация разная и большей частью просто необходимо изменить логистику поставки запчастей. Видимо именно по этому пути пойдет большинство наших предприятий. Однако значимые отрасли (авиастроение, автомобили, электроника, ...) необходимо в любом случае замещать на российское производство.

11.1 «Краснокамский РМЗ»

За годы работы «Краснокамский РМЗ» накопил огромный опыт в разработке сложных промышленных проектов — конструкторский отдел завода в короткие сроки готов разработать оборудование с учётом потребностей вашего предприятия.

Наши специалисты регулярно повышают свои компетенции и проходят обучение в ведущих учебных центрах страны, мы имеем необходимую сертификацию систем качества и успешную 40-летнюю историю.

Наши технологические возможности:

Ø листообработка

Ø лазерная резка

Ø токарно-фрезерная обработка

Ø удалённые системы мониторинга

Ø роботизированная сварка

Ø покраска

11.2 ...

#импортозамещение