Система ЕГЭ появилась в нашей стране для того, чтобы уравнять возможности всех абитуриентов. Но, как показывает практика, успешно сдать госэкзамены без репетиторов и курсов подготовки практически невозможно. Попробуем разобраться, почему школьная программа не позволяет справиться с испытаниями.
1. Другие приоритеты учителей
В приоритете у педагогов - полное освоение утвержденной образовательной программы. Учителя загнаны в определенные рамки: им нужно успеть изучить все темы в условиях ограниченного времени.
В данных условиях сложно углублять знания и уделять достаточное внимание подготовке к госэкзаменам. Ведь формат ЕГЭ требует оттачивания определенных навыков.
2. Цель - преодолеть пороговое значение
Цель большинства выпускников - написать ЕГЭ на максимально возможный балл, поскольку только с высокими результатами можно поступить во многие вузы. А цель учителей - чтобы школьники преодолели пороговое значение и получили аттестат. Поэтому большую часть времени педагоги отводят на отработку базовых заданий, а вопросам повышенной сложности уделяется очень мало времени.
3. Отсутствие индивидуального подхода
В стандартных школьных классах занимается от 25 до 35 учеников. И предоставить индивидуальный подход ко всем школьникам в таких условиях невозможно. Кто-то осваивает программу быстрее, а кто-то постоянно отстает. Вот и приходится учителям давать знания в «среднем темпе».
4. Поверхностное изучение тем
С учетом всего вышесказанного становится понятно, что на углубленное изучение тем у учителей не остается ни сил, ни времени. Главное для педагога - дать общее представление. Поэтому получать многие знания, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ, ученикам приходится самим.
5. Устаревшие программы
Парадокс, но школьные программы не приведены в соответствие с ЕГЭ. Многие темы, подробно изучаемые на занятиях, совершенно не нужны для сдачи госэкзаменов. И наоборот, вопросы, которые часто фигурируют в экзаменационных бланках, практически не рассматриваются в школьных классах.
6. В школе не учитывают критерии ЕГЭ
Чтобы набрать максимальное количество баллов на ЕГЭ, нужно не просто дать правильный ответ, но и заполнить бланк в соответствии со множеством критериев. Последние меняются чуть ли не через год и педагоги редко отслеживают их при преподавании предмета. Разбираться во всех нюансах приходится самостоятельно.
В результате ежегодно выпускники теряют баллы за то, что неверно оформили бланк, не дали разъяснение, не привели пример и т.д.
7. Отсутствие творческого подхода
Чаще всего школьные учителя обучают детей решать задания традиционными методами, описанными в учебниках. Они не рассказывают, что сегодня существует множество альтернативных способов, позволяющих сократить время выполнения работы и упростить ее решение.
8. Зазубривание информации
Давно доказано, что зазубривание - крайне неэффективный метод изучения предмета. Чтобы успешно сдать экзамены, нужно понимать дисциплину. А у учителей не хватает времени, чтобы каждому разъяснить материал.
Вот и приходится некоторым школьникам зубрить. Вроде бы и материал в голове есть, но как его применять непонятно. А в условиях стресса на экзамене, вероятность дать правильный ответ уменьшается еще больше.
9. Психологическая неподготовленность
Результат на госэкзаменах зависит не только от имеющихся знаний, но и от психологической подготовленности. Именно поэтому не редкость, когда круглые отличники показывают на ЕГЭ не самые лучшие результаты.
В результате стресса снижается внимательность и вероятность допустить ошибку растет. По статистике до 30% ошибок возникают по причине элементарной невнимательности. А все потому, что вопросу психологической подготовки к госэкзаменам в школе не уделяется никакого внимания.
Наоборот, выпускники боятся экзаменов, как огня. Страшилки про ЕГЭ окружают их со всех сторон. И учителя чаще только добавляют масла в огонь, вместо того, чтобы помочь ребятам сосредоточиться и приобрести уверенность в своих силах.
10. Школьники перезагружены
В старших классах ежедневно школьники посещают 7-8 уроков. Как в таких условиях запомнить материал по всем предметам? Поэтому информация, полученная в предыдущих классах, стирается из памяти. А на ЕГЭ проверяются знания всей школьной программы.
Получается, чтобы сдать экзамены, нужно повторить весь пройденный материал. В школьной программе времени на это нет. Вот и приходится выпускникам самостоятельно вспоминать все темы, прибегая к услугам репетиторов или курсов.
Все эти факторы приводят к тому, что для хорошей подготовки к госэкзаменам выпускники и их родители вынуждены тратить огромные суммы на курсы и репетиторов. Что само по себе не соотносится с первоначальной целью равных возможностей для всех поступающих в вузы.
А как думаете вы? Пишите комментарии - обсудим👇
#егэ #учеба #экзамены #школьное образование #образование