Эрнст Юнгер – человек с крайне противоречивой биографией. Прошедший две войны, он являлся вдохновителем нацистского режима, но ярым противником Гитлера (который, в свою очередь, был поклонником Юнгера), множество раз чудом оставался в живых там, где другой бы не выжил, получил множество ранений и страстно любил литературу, поэтому невзлюбил нацистов только после того, когда увидел, как в Берлине перед оперным театром сжигали книги.
Сегодня я хочу рассказать о прочитанном романе писателя «Стеклянные пчёлы».
Это тонкая грань между фантастикой и философией, состоящая из воспоминаний и рассуждений главного героя Рихарда, бывшего кавалериста, готового взяться за любую работу из-за острой потребности в финансах.
Так он попадает на фабрику Дзаппарони – могущественного магната, который производит роботов. Здесь главный герой через тернии воспоминаний и настоящие наблюдения осознаёт, что технический прогресс однажды может полностью «отменить» человека.
Механизмы, выполняющие свою работу точно и быстро, не нуждающиеся в отдыхе и не совершающие ошибок. Все они – идеальные. Идеальные пропорции и черты, слаженная работа, высокая продуктивность.
На фабрике есть даже стеклянные пчёлы, производящие мёд в огромных количествах, подумать только!
Но мёд этот пустой. Он не нужен стеклянным пчёлам для еды и жизни, они собирают его без всякой цели, работая механическими лапками – бездушный продукт бездушного материала. Нужен ли такой мёд человеку?
Весь механический мир Дзаппарони лишён души. Механизмы выполняют свои функции, не вкладывая в работу никакого смысла.
Так же, рассуждает главный герой, из войны ушёл героизм, передавая эстафету стреляющим машинам. Люди теряют своё человеческое, живое. На задний план уходят понятия чести, долга, не пылают огнём сердца. Никому больше не нужны чувства и порывы. Холодная расчётливость и управление машинами – всё, что нам остаётся. Жми на кнопки – получай результат.
Юнгер боится, что человека ждёт участь лошадей. Некогда нужные и важные животные, они уступили своё место машинам, став лишь измерением для их силы. Не станет ли и человек однажды просто измерительной единицей мощности робота? Робот в 25 человеческих сил.
А что же останется нам? Роль ненужной детали для могущественного искусственного интеллекта.
Сегодняшний героизм — в том, чтобы проиграть, испытывать боль и сомнения, жить незаметно, найти себя в собственном несовершенстве.
К таким печальным выводам приходит писатель, и его зловещее предзнаменование действительно пугает.
Что же такое прогресс? Благо или проклятие?
Сможет ли то, что постоянно создаётся для улучшения качества жизни человека, однажды полностью его из этой самой жизни вычеркнуть?
К сожалению, слишком часто история предоставляет нам возможность убедиться в том, что фантасты и авторы антиутопий оказываются правы.
А как Вы думаете, прав ли Юнгер?