Зачем считать стоимость бизнеса
Продажа бизнеса. Цена бизнеса — это отправная точка в переговорах. Когда владелец компании не знает стоимость своего бизнеса, есть риск продать его слишком дешёво или, наоборот, необоснованно завысить цену и не найти покупателей.
Инвестиционная привлекательность. Инвесторы хотят вкладывать свои деньги в перспективное и прибыльное предприятие.
Эффективность бизнес-модели. Реальная оценка активов компании и её обязательств показывает её сильные и слабые стороны.
Чтобы посчитать стоимость бизнеса, можно использовать три метода: затратный, сравнительный и метод дисконтирования денежного потока. Каждый метод даёт свой результат, но итоговые данные не должны различаться между собой в десятки раз.
Затратный метод
Здесь нужно посчитать, сколько денег понадобится сейчас, чтобы создать и запустить в работу ровно такой же бизнес.
Например, в 2015 году вы открыли массажный кабинет. На аренду помещения, покупку двух массажных столов, двух бактерицидных ламп, полотенец, массажных масел и регистрацию бизнеса потратили 90 000 ₽. Это цена запуска.
В 2022 году для тех же пунктов надо потратить минимум 116 500 ₽ — это и будет цена бизнеса на текущий момент.
Этот метод работает и в сторону уменьшения цены.
Сравнительный метод
Здесь сравнивают между собой сходные бизнесы с известной ценой продажи. Для этого надо выбрать проекты с максимально похожими параметрами.
Если продаёте массажный бизнес, то его надо сравнивать с массажными кабинетами такой же площади и в сходном районе. Неправильно сравнивать кабинет в центре города, где большая проходимость и много народу, с кабинетом в спальном районе.
Информация о продаже готового бизнеса есть на «Авито». Как вариант — можно спросить в социальных сетях в группах предпринимателей, покупал ли кто-то из участников аналогичный бизнес и за сколько.
Метод дисконтирования денежного потока
Один из самых непростых методов. Здесь нужно показать, сколько бизнес будет приносить денег в будущем, и скорректировать эту величину на ставку дисконтирования — показатель для оценки стоимости денег в будущем. Он показывает их удешевление. Например, что деньги через пять лет будут стоить дешевле, чем сейчас. И на 1000 ₽ вы уже не сможете купить столько товаров и услуг, как сегодня.
Сложность метода в том, что нет чётких правил, как рассчитать процент дисконта. Существует много способов посчитать ставку — от интуитивного (эмпирического) до сложнейших математических формул.