Представим ситуацию - вы создали компанию, нашли действительно классную нишу, выстроили команду, быстро нарастили выручку и прибыль, растете х3 в год. Клиенты довольны, сотрудники довольны, вы довольны, деньги в кармане и бизнес работает как по часам. Красиво, правда?
К сожалению, на практике слишком быстрый рост компании зачастую оборачивается далеко не тем, чем представляется изначально. Обычно он вызывает кучу побочных задач, о которых предприниматель не думает изначально - от проблем с командой до кассовых разрывов и в целом закрытия бизнеса.
Какие проблемы бывают и что с ними делать? Разберемся в статье🌟
Проблема 1. Контроль качества продуктов и услуг
Как правило, в первую очередь при быстром росте страдает качество.
Кроме того, с резким ростом компаниям приходится искать новых поставщиков и подрядчиков. Контрагенты, которые успешно работали с маленькими бюджетами раньше, могут не справиться с возросшими запросами.
Раньше парикмахерская обслуживала в день 20 клиентов, а с развитием начала обслуживать до 40. На одного человека парикмахерам стало выделяться меньше времени, чтобы успеть постричь всех, как следствие - падение качества, недовольные постоянные клиенты и их отток. Довольно скоро дневное количество посетителей вернулось к 20, а то и ниже.
Как бороться
- Заранее подумайте о загрузке производства
Сделать это можно по воронке продаж, например, посмотреть, что будет с заказами, если увеличить заходы на сайт в два раза. А затем оценить: хватает ли компании мощностей, чтобы выполнить планируемое число заказов. И подумать, что сделать, чтобы хватило.
- Постройте бюджет
Бюджет синхронизирует продажи, производство и маркетинг. Станет проще подготовиться к наплыву клиентов.
- Подготовьте кадры
Тут стоит заранее сформировать кадровый резерв или обратиться в кадровое агентство, чтобы оценить, какие специалисты будут нужны и как быстро их можно привлечь.
Проблема 2. Кассовые разрывы
Зачастую при масштабировании руководители начинают вкладывать деньги направо и налево, не учитывая реальные темпы продаж. Что приводит к кассовым разрывам и проблемам похуже.
Российская компания-производитель штор решила воспользоваться опустевшим в кризис рынком и завалить своими шторами весь город. Собственник вложил в рекламу в 2 раза больше обычного и закупил в Иваново ткани, чтобы штор хватило на весь склад. Собственно, по итогу только на склад их и хватило - продажи не пошли. Выяснилось, что покупателям не понравилась ткань. В результате деньги вложены в рекламу и в ткани, продаж нет, денег тоже, а сотрудникам платить чем-то надо. Вот тебе и кассовый разрыв.
Как бороться
- Вести платежный календарь
В платежном календаре можно спланировать движение денег на ближайшие пару недель и заранее увидеть надвигающийся кассовый разрыв.
- Грамотно планировать поступления
Заранее запланируйте, как вы будете продавать товар или услугу, и каков может быть реальный уровень поступлений. Не ориентируйтесь только на интуицию. Для этого есть прекрасный инструмент - финансовая модель.
Проблема 3. Хаос в управлении
Компания занимается банкротством физических лиц, начиналась с одного филиала в родном городе, где все легко и просто. Часть процессов даже выполнял сам собственник - настраивал рекламу, продавал.
Но впоследствии компания разрослась и открыла 7 филиалов в разных городах. Тут-то и начались проблемы: воровство, откаты, нарушение технологии, быстрый рост расходов — система усложнилась, а собственник потерял контроль. Следом сильно упали доходы, а часть филиалов пришлось закрыть.
Как бороться
- Описать бизнес-процессы и вести обучение сотрудников
Пишите регламенты, описывайте каждый важный шаг и бизнес-процесс, доносите их до сотрудников и убеждайтесь, что они их понимают. Только так получится привить всем то видение работы компании, которое вы закладывали изначально.
Регулярно проводите обучение сотрудников, доносите до них общие ценности, вкладывайтесь - тогда будет меньше вероятность, что кто-то начнет воровать и саботировать процессы.
- Внедрить управленческий учет
Управленческий учет буде служить для вас лакмусовой бумажкой того, что компания работает как надо.
В каком-то филиале сбой и упала прибыль? Едем разбираться. Снизились конверсии в продажу? Упала прибыль? Приближается кассовый разрыв? Все это покажет управленческий учет. И поможет решить.
Без правильных ответов компания не сможет определять, куда ей двигаться и как не попасть в проблемы.
Один из результатов правильно внедренного управленческого учета - панель управления. Она позволит с одного взгляда понять, все ли сейчас хорошо в компании и
Проблема 4. Потеря финансовой независимости
Компания может масштабироваться двумя способами:
1. За свои деньги
2. За заемные деньги
За свои - надежно, безопасно, но долго. Нужно постепенно наполнять фонд развития, копить и в конце концов начать действовать. Из минусов - долго и нудно. Из плюсов - если по итогу дело не выгорит, то потеряете только свои.
За заемные можно расти в несколько раз быстрее, но в то же время есть риск потерять свою независимость. В таком случае вы можете даже потерять всю компанию, а то и собственное имущество, если вдруг что-то не сладится.
Как бороться
- Постройте финансовую модель и оцените риски
Просчитайте в фин модели разные варианты развития событий и решите для себя трезво, стоит ли овчинка выделки. Только с ясным умом и на основании цифр можно принять взвешенное решение.
Что делать-то?
Рано или поздно любая компания проходит такой этап своего развития, когда вроде бы и деньги есть, и клиенты появляются, а при этом уровень организации все равно остается как у стартапа.
Это то самое время, когда руководителю стоит приостановиться, выдохнуть и начать строить внутри систему. Иначе дело просто не пойдет и бизнес неизбежно столкнется с описанными нами проблемами.
Что делать? Разбираться с бизнес-процессами, обучать сотрудников, писать регламенты и внедрять финансовый учет.
Только так бизнес сможет подготовиться к росту, вырасти, а собственник — выйти из операционки и заниматься стратегией.
Если с обучением и регламентами мы помочь не можем, то можем с внедрением финансового учета, избеганием кассовых разрывов, финансовым планированием, а также с подготовкой компании к росту с точки зрения финансов.
Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от производственных компаний и оптовых продавцов до веб-студий и сетей маникюра. Сможем найти решение под любой оборот и потребности.
И вы тоже можете разобраться с финансами своего бизнеса вместе с нами. Страна, город и улица не важны - мы работаем удаленно и по проверенной методологии.
А попробовать не сложно - просто запишитесь на бесплатную встречу, там все расскажут