Росздравнадзор отчитался за качество и безопасность медицинской помощи в прошлом году, попеняв медикам на 49% нарушений «прав граждан». Какие права пациентов были злостно попраны и каким мерилом ведомство оценило квалификацию врачей.
В прошлом году пандемия не помешала Росздравнадзору отслеживать медицинскую помощь населению, эпизодически и ненадолго оправлявшемуся от коронавирусного испуга. Сложности периода, когда вся медицинская рать и все усилия здравоохранения нацелились на обеспечение бесперебойной работы «красных зон», не стали моральным запретительным фактором для инспекторов, активно выискивающих тайные и явные нарушения.
За прошлый год, ознаменованный беспрецедентной коронавирусной заболеваемостью, Росздравнадзор по плану сделал больше 700 проверок ЛПУ и «по зову» пациентов выходил на внезапные инспекции больше 4 000 раз, проявив шестикратное против плана инспекторское рвение. В каждом втором случае сотрудники ведомства находили «нарушения прав пациента», в каждом шестом – не соответствия порядкам медпомощи.
По долям нарушения прав пациентов распределились так: 43% оплата ОМС-услуг; 12% задержка начала экстренной и неотложной помощи; 8% - задержка плановой помощи; меньше 7% необоснованный отказ в прикреплении к ЛПУ. На оставшиеся 30% приходятся нарушения в предоставлении помощи мигрантам и отсутствие «доступной среды» для инвалидов, единичные случаи не подпадающих под административное наказание нарушений срока аборта и разглашения врачебной тайны.
Подавляющее число нарушений обусловлены неадекватной организацией работы ЛПУ и не имеют отношения к качеству медицинской помощи, «нарушения прав пациентов» и несоблюдение порядков связаны не с квалификацией врача, а с предоставленными ему клинико-диагностическими возможностями. О достаточной, скромно говоря, квалификации российских врачей свидетельствует необоснованное назначение лекарств - всего 0,7%.
Как заметила юрист Нацмедпалаты Лилия Айдарова на круглом столе ОНФ: «Положение дел в здравоохранении требует изменения подхода к кадровой политике – только достаточное количество квалифицированных профессиональных медицинских работников способно обеспечить один из основных принципов и постулатов здравоохранения – о доступности и качестве медицинской помощи». Необходимо добавить и слова про наличие умных главврачей, и мудрое руководство Минздрава.
Что касается взимания денег за услуги ОМС, то не доктора придумывают отправлять пациента в кассу ЛПУ, они исполнители чужой воли. В Отечестве умеют сравнивать результаты лечения, но не научились измерять и оценивать здоровье пациентов – такое ценностно-ориентированное здравоохранение только обсуждается в рамках консорциума, куда под эгидой Центра экспертизы и контроля качества медпомощи Минздрав намерены вписаться разноликие ассоциации и НКО.
Пока же смело можно заявить, что качество медпомощи не оценимо и все выходы Росздравнадзора по этой теме – подмена объективной истины на ласкающий злые струны обывательской души сублимат качества. Не инспекторам судить работу врачей, своими отчётами натравливая пациентов на презрительное отношение к медикам. Таких врачей, как в России, ещё поискать надо!
Больше информации обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении, вы можете получить на портале МирВрача