Найти в Дзене
Александр Долгих

Почему советским физикам-ядерщикам запрещалось садиться за руль и летать на самолётах

После завершения Второй мировой войны началась эпоха холодной войны. СССР был втянут в гонку вооружений, а решающее значение стало иметь ядерное оружие. Физики-ядерщики были на вес золота. Они стали привилегированными гражданами, для них создавались специальные условия, но был и ряд ограничений, некоторые из которых сегодня могут показаться весьма странными. Например, недавно рассекреченный приказ Берии 1948 года запрещал ядерщикам так называемой Лаборатории-2 — закрытого исследовательского центра во главе с Игорем Курчатовым — самостоятельно садиться за руль автомобиля. Личных машин в то время у ученых не было, а служебными (ими ученые щедро обеспечивались) могли управлять только профессиональные шофёры. Так вот шофёрам, которые согласятся передать управление автомобилем ученому, грозила уголовная ответственность. Учёным-ядерщикам также не рекомендовалось летать на самолётах. Если ученым по служебным делам необходимо было ехать на дальние расстояния, они ехали по железной дороге. Прич

После завершения Второй мировой войны началась эпоха холодной войны. СССР был втянут в гонку вооружений, а решающее значение стало иметь ядерное оружие. Физики-ядерщики были на вес золота. Они стали привилегированными гражданами, для них создавались специальные условия, но был и ряд ограничений, некоторые из которых сегодня могут показаться весьма странными.

Например, недавно рассекреченный приказ Берии 1948 года запрещал ядерщикам так называемой Лаборатории-2 — закрытого исследовательского центра во главе с Игорем Курчатовым — самостоятельно садиться за руль автомобиля. Личных машин в то время у ученых не было, а служебными (ими ученые щедро обеспечивались) могли управлять только профессиональные шофёры. Так вот шофёрам, которые согласятся передать управление автомобилем ученому, грозила уголовная ответственность.

Секретная Лаборатория - 2.
Секретная Лаборатория - 2.

Учёным-ядерщикам также не рекомендовалось летать на самолётах. Если ученым по служебным делам необходимо было ехать на дальние расстояния, они ехали по железной дороге. Причем для них всегда был отдельный вагон, в котором не было других пассажиров.

Если же служебная необходимость не оставляла другой возможности, кроме самолета, не допускалось нахождение двух и более ученых на одном борту. Группа ученых всегда летела разными рейсами на разных самолетах.

А поводом для приказа Берии послужили два случая. Первый произошел в закрытом городе База-10, который сейчас известен как Озерск. Игорь Семёнович Панасюк уговорил своего водителя дать ему "порулить" Виллисом. В результате произошла авария, в которой Панасюк сильно пострадал.

Игорь Семёнович Панасюк
Игорь Семёнович Панасюк

Второй случай произошел со Львом Андреевичем Арцимовичем, который также попал в аварию за рулём служебной машины. К счастью, пострадавших не было, но инцидент вынудил Берию издать приказ, о котором и шла речь в статье.

Лев Андреевич Арцимович
Лев Андреевич Арцимович

Столь велика была ценность физиков-ядерщиков. Власти понимали, что потеря даже одного сотрудника атомного проекта отбросит СССР в гонке вооружений назад.

P.S. Подпишитесь на мои каналы в в Телеграме, Ютубе и ВК. Если с Дзеном что-то случится (его уже ограничили, а поговорят о продаже), я буду писать там. А вот, что ещё интересно почитать: