Найти тему
TODES

Танцы на картинах. Эдгар Дега – ценитель движения

Дега написал более 1500 картин танцовщиц, главным образом балерин, – это была его любимая тема. Балерин он писал беспристрастно, ничего не приукрашивая, и старался показать закулисную жизнь максимально правдоподобно. Героини его полотен словно застигнуты врасплох за своими повседневными занятиями. Дега очаровывала красота воздушных нарядов и танцевальных движений, но он нередко сознательно выбирал не очень «парадные» сюжеты – вот девушка, ссутулившись, отдыхает после репетиции, а вот балерина затягивает пуанты, не слишком изящно выставив ногу.

Вопреки расхожему мнению Дега редко удавалось попасть за кулисы или на репетицию, и считается, что он рисовал свои сюжеты, пользуясь воображением. Иногда художник приглашал балерин в свою студию.

Миф и то, что Дега очень любил балерин. Само движение в моменте – вот что манило художника в сюжетах с танцами, поэтому он обращался к ним снова и снова.

«Танцовщицы на репетиции», 1875-1877

Изгиб деревянной лестницы, обрезанные границами картины фигуры танцовщиц – любимые приемы Эдгара Дега. Все вместе они создают впечатление случайного взгляда, фиксируют действительность без попытки приукрасить – как мгновенное фото на телефон в 21 веке, без обработки и необходимости непременно выкладывать его в социальные сети)

«Серебристая голубизна туник, розовое окно, серый пол репетиционной залы, повторяющий те же нюансы, словно обсыпанный лепестками роз… А рядом с этим – кричащая худоба ног и внезапное темное полукружие витой лестницы, нарушающее академические законы композиции. Однако эта восхитительная подробность в японском духе, это вторжение случайности лишь заостряет композицию, но не нарушает ее ритма: наклонное движение танцовщиц словно повторяет ущемлённый серп самой лестницы» – говорил о картине критик Яков Тугендхольд.

«Танцовщица у фотографа», 1874

-2

В зимних сумерках, в полупустом ателье, танцовщица стоит перед зеркалом и пытается найти наиболее удачную позу для снимка. Движение вырвано из рисунка танца и удивляет своей скованностью – художник запечатлел момент, который не предназначен для взгляда постороннего зрителя.

«Эта картина не только прекрасна по дивному ритмичному рисунку, по гармоничному внутреннему движению, она бесконечно прекрасна и по краскам. Гамма холодноватых, зеленовато-серых и синеватых тонов, суровых и нежных в одно и то же время, доставляет огромное, изысканное наслаждение» – говорил о картине Петр Перцов.

«Голубые танцовщицы», 1898

-3

Считается, что на этой яркой картине, возможно, изображена одна и та же девушка, которую Дега запечатлел в разных моментах ее танца. Сохранились фотографии с этой девушкой. Пастель, которую здесь использует художник, дает возможность сделать цвета насыщенными. Дега не применял лак, поэтому пастель осталась максимально яркой – такой, какой она и была в 1898 году.

«Если сравнивать работы Дега с жемчужинами, то самой «жемчужиной», конечно же, были «Голубые танцовщицы», залитые светом рампы, переливающие сине-зеленым пламенем и бронзою волос» – сказал о картине критик Яков Тугендхольд.

Все эти картины можно увидеть в Москве, в Пушкинском музее (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков).