Каждый приезжающий в Новгород непременно приходит на древнее Ярославово Дворище, где когда-то бурлило новгородское вече, шумел торг.
Но скромный обелиск в центре Дворища напоминает о событиях наших дней. На мраморной доске надпись: «В честь подвига Героев Советского Союза сержанта Герасименко И. С., солдат Красилова А. С., Черемнова Л. А. в боях за освобождение Новгорода в период Великой Отечественной войны закрывших своими телами амбразуры вражеских дзотов». Ни до, ни после них история не знала группового свершения подобного подвига.
СИБИРЯКИ
Все трое из Новокузнецка. Леонтий Черемнов и Александр Красилов вместе с детства: родились и выросли на Алтае в селе Старая Тараба. Участвовали в гигантской стройке Сибири — Кузнецкстрое. Перед войной оба работали в артели «Красный транспортник».
С Иваном Герасименко встретились и сдружились уже в армии, попав в 299-й стрелковый полк 225-й стрелковой дивизии Волховского фронта во взвод младшего лейтенанта Поленского, где 24 января 1942 года все трое были приняты в партию. В этот же день Ивана Герасименко представили к ордену Красного Знамени за разведку боем 19 января.
ПОДВИГ
Почти напротив позиций 225-й стрелковой дивизии через Волхов высились стены Юрьева монастыря (XII век), превращенного гитлеровцами в мощный укрепленный пункт. Его окружали минные поля, на огромной снежной равнине прятались огневые точки, по ночам велось сооружение новых дзотов. Выбить врага с западного берега было пока невозможно, но нужно было держать противника в постоянном напряжении, сковывать его силы, не допуская переброски вражеских частей к Ленинграду. Каждую ночь выходили отряды на разведку боем.
29 января 1942 года. 3.00.
«Поисковая группа 1-го стрелкового батальона в составе 22 человек с двумя легкими пулеметами под командованием младшего лейтенанта Поленского обходом «быков» (устоев недостроенного железнодорожного моста) справа перешла реку Волхов. При подходе на 150 метров к объекту заметила двух часовых, которые обнаружили нашу группу...» — написано в донесении начальника штаба 299-го стрелкового полка майора Лавизина.
Часовые открыли беспорядочную стрельбу. Герасименко сразил одного часового, чья-то пуля — второго. Но на выстрелы ответили дзоты. Завязался бой, бой на открытой местности, где двадцать два бойца были, как на ладони. Быстро сориентировавшись, Селезнев, Арсенин, Мусатов, Лифанов забрасывают гранатами передний дзот противника, Черемнов и Красилов взрывают второй, Герасименко — третий. Раненый в голову, он не покинул поля боя.
Николаев, Пономарев, Скрипников в упор расстреливают пытающихся уйти гитлеровцев. Швецов, Черемнов, младший лейтенант Поленский забрасывают гранатами и уничтожают пулеметным огнем подкрепление из Новгорода.
Казалось бой выигран.
И вдруг прямо в спину открыли огонь пулеметы из трех новых, хорошо замаскированных дзотов. Взвилась ракета. И к ураганному пулеметному огню добавился шквальный минометный и артиллерийский огонь с юго-западной окраины Новгорода, Юрьева монастыря и Ковалевских хуторов, поддерживающих друг друга системой перекрестного огня.
Бойцы буквально были прижаты ко льду реки. Путь к отступлению отрезан. Что делать? Гранат уже нет. И, может быть, вспомнились рассказы о подвиге Героя Советского Союза А. К. Панкратова, 24 августа 1941 года — первым в истории Великой Отечественной войны закрывшем своим телом вражеский пулемет районе Кириллова монастыря, где всего двенадцать дней назад Герасименко, Красилов, Черемнов получили боевое крещение...
И три коммуниста из Новокузнецка, не сговариваясь, отделились от группы, поползли к огнедышащим дзотам. Враг не сразу разгадал их манёвр, и сибиряки успели проникнуть в непростреливаемое пространство. Почти одновременно, в разных местах они легли на амбразуры вражеских дзотов. Их бросок навстречу смерти и бессмертию поднял бойцов в атаку. Утром разведчики вернулись к своим, оставив на снегу 55 убитых фашистов, уничтожив 6 дзотов противника.
Подвиг трех облетел весь фронт. Советский поэт Н. Тихонов написал «Балладу о трех коммунистах», газета «Красная звезда» посвятила им передовую статью. Ее перепечатали дивизионные газеты других фронтов.
Участники боя в своей дивизионной газете писали: «Мы все... поклялись отомстить за наших героев. За алую кровь наших друзей гитлеровские людоеды еще поплатятся своей черной кровью и будут нещадно биты. Смерть за смерть, кровь за кровь!»
21 февраля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР
Александру Семеновичу Красилову,
Леонтию Асеевичу Черемнову (Леониду Арсентьевичу, — прим.),
Ивану Саввичу Герасименко
было присвоено звание Героя Советского Союза. Их имена навечно занесены в списки части, где они служили.
Три улицы в древнем Новгороде и в Новокузнецке названы их именами. В дни знаменательных дат для Советского государства к скромному обелиску на Ярославовом Дворище приходят пионеры и комсомольцы города, ветераны войны и молодые воины. Они отдают дань беспримерному подвигу трех коммунистов-сибиряков.
(1967)