Найти тему
Historyаны Алены Л

Гармоничное Супружество Александра II и Марии Александровны.

Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская - Мария Дармштадская.
Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская - Мария Дармштадская.

ГЛАВА 10. ГАРМОНИЧНОЕ СУПРУЖЕСТВО.

Будущий император Александр Второй был влюбчивым юношей, беда заключалась еще и в том, что чаще всего в его избранницы попадали фрейлины при дворе матери, поэтому зимой и весной 1839 года родители отправили его искать именитую невесту в Европе. Александр объехал множество европейских королевств и княжеств, но ни одна из принцесс будущему царю не приглянулась, сердце его оставалось холодным, свободным, а характер ветреным.

Александр Николаевич вовсе не хотел заезжать в этот забытый Богом Дармштадт, но сопровождавшие его лица буквально уговорили будущего императора оказать честь дармштадскому герцогству, дабы не было обид, неосмотрительно соблазнив его еще и тем, что там подрастает прекрасная наследница герцога Людовика II. Кто же мог подумать, что в королевстве Дармштадт в середине марта 1839 Александр нежданно-негаданно присмотрит себе невесту - младшую дочь местного великого герцога Марию-Софию Дармштадскую, о которой ходили слухи, что она не является законной дочерью герцога Людовика II. Во многих источниках ее теперь называют не принцесса Дармштадская (по названию земель), а принцесса Гессенская (по названию королевского дома) - урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская.

Однако с первых минут знакомства с принцессой Александру мгновенно запала мысль, что он влюбился с первого же взгляда в эту хрупкую, большеглазую совсем юную девушку, и что эта фарфорово-бледная куколка непременно станет его женой. Встретились они в одном из красивейших в мире белокаменных театров на романтической опере Вальтера Скотта “Ламермурская невеста” (или «Весталка»). Название, надо сказать, подталкивающее к неизбежности осуществления цели поездки. Весь спектакль Александр не отводил глаз от ложи совсем юной избранницы. Она была очень высокая и такая худенькая и хрупкая, что захватывало дух и она была необычайно изящна, как мадонна Альбрехта Дюрера.. Черты ее лица не были правильны. Но прекрасны были ее чудные волосы, ее нежный цвет лица, ее большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Рот был тонкий, со сжатыми губами, что свидетельствовало о сдержанности, а едва заметная ироническая улыбка составляла странный контраст к выражению ее глаз.

Налюбовавшись на красавицу, которая была поглощена оперой, содержание которой знала наизусть, цесаревич в антракте отправил к Марии-Софии в ложу старшего капельдинера с маленькой корзиной, заполненной нежными красными розами и крохотную карточку с золотой каймой и с нежными словами, на карточке сияли буквы "АG" * ( Александр, Великий князь) в затейливых вензелях и родовыми гербами Романовых в углу. Приняв дар, она растерялась и промолвила: «зачем?», а читая открытку, неопытная 14-летняя девушка залилась краской, предполагая, что искушенный принц наблюдает за ней в лорнет. А искушенному принцу был 21 год. Впрочем, она с первых нот оперы заметила взгляды высокого гостя, но не знала, как на них реагировать.

После этой встречи, Александр не мог уснуть всю ночь и написал письмо отцу Николаю Первому:

«Здесь, в Дармштадте, встретил я дочь царствующего великого герцога, принцессу Марию. Она страшно мне понравилась, с самого первого момента, когда я ее увидел. И, если ты позволишь, дорогой папа, после моего посещения Англии, я снова возвращусь в Дармштадт», - в порыве увлечения начертал цесаревич.

Дома Марию называли Линни от одного из полных ее имен – Максимилиана, но Александр избрал из списка созвучное имя Мария, возможно, ее так ему представили, или она сама назвала это имя.

Что касается до виновницы грез цесаревича Линни (Марии), что она не привыкла к вечерним развлечениям, а собираясь в театр она страшно устала, ее измучила гувернантка своими советами, кроме того, девушка переволновалась от повышенного внимания принца, поэтому она безмятежно уснула, положив ручку под правую щеку. Она привыкла уговаривать себя, что никто не обратит на нее внимание и не женится из именитых цесаревичей из-за ее происхождения, уговорила она себя и на этот раз.

Цесаревич Александр Николаевич.
Цесаревич Александр Николаевич.

А влюбленный цесаревич Александр вызвал к себе в час ночи секретаря русского посольства во Франкфурте Ивана Маркелова и сказал:

- Вот письмо к государю, - протянул ему конверт, - которое поручаю вам, вручить в собственные руки. Немедленно берите дилижанс и постарайтесь прибыть в Светлое Христово Воскресенье или накануне, в субботу.

Мартовская погода в Дармштадте была отвратительной, все время шел противный, холодный дождь, железных дорог в Германии не было, в России же почтовые тракты и дороги были разбиты весенней распутицей, но все же посол Маркелов справился с задачей за 9 дней. Секретарь посольства приехал в Аничков дворец в субботу 25 марта 1839 в 7 часов утра и вручил государю Николаю I письмо от сына.

- Вы мне приносите добрую весть, — сказал довольный император Николай, прочтя письмо от Александра, - а так как сегодня Благовещение, то я вижу в этом, хорошее предзнаменование.

Николай I был доволен, что наследник Александр, наконец, избрал себе невесту. Но государыня Александра Федоровна оказалась настроенной против избранницы из-за ее сомнительного происхождения.

Граф А. Н. Орлов - попечитель наследника не скрывал от Александра слухи о сомнительности происхождения Марии Дармштадской. Граф даже отписал царю об этом. Но Александр настоял на своем, аргументировав, что Мария Дармштадская признана своим отцом Людовиком, и это официально, а до дворцовых сплетен ему нет никакого дела.

Возможно, Александр схитрил, ведь сразу выкинуть из головы и сердца свою любовь Ольгу Калиновскую он вряд ли смог, и он сделал выбор с тем расчетом, что принцессе на момент знакомства было всего полных 14 лет и только в июле 1839 исполнилось бы 15, поэтому это обстоятельство могло немного оттянуть бракосочетание. Как бы то ни было, Александр поспешил объявить родителям Марию своей невестой, клин клином вышибая. И ровно через три дня Александр отправился в Англию на официальные торжества по случаю дня рождения королевы Виктории.

Все это время совсем юная Мария даже не подозревала, что Александр избрал ее своей невестой, тем более, что она все еще была ребенком и играла в куклы, у нее не было опыта общения с мужчинами, она воспитывалась в строгости, осталась без матери в 12 лет, а отец не уделял ей никакого внимания. Единственными близкими людьми рядом с ней были гувернантка, швейцарка мадмуазель де Грансе и брат Александр Дармштадский. Трудно сказать надеялась ли Мария на то, что Великий князь изберет ее своей невестой, но в тихом омуте…, а чужая душа - потемки.

Естественно Мария почла за честь выбор цесаревича Александра, вероятно, встреча все же оставила неизгладимый след в ее душе, других-то женихов не было. Кроме того, Мария и предположить не могла о сиюминутном романе Александра и королевы Виктории, а если и узнала о слухах чуть позже, то по женской наивности торжествовала в глубине души, что Александр предпочел ее – Марию даже королеве Англии.

Ольга Калиновская, фрейлина, возлюбленная цесаревича Александра Николаевича.
Ольга Калиновская, фрейлина, возлюбленная цесаревича Александра Николаевича.

После встречи с Королевой Викторией, разбившей вдребезги его сердце, Александр совершенно забыл о Марии и внезапно объявил родителям, что вновь воспылал чувствами к своей бывшей любовнице фрейлине Ольге Калиновской и готов пожертвовать престолом, женившись на ней. Николай Первый был в бешенстве. По его приказу Ольгу Калиновскую срочно выдали замуж за бывшего мужа Ольгиной покойной сестры – за Иринея Огинского, который считался одним из богатейших людей Польши, а так же состоял в родстве с автором одноименного полонеза. В скорости у Огинских родился первый сын. Забегая вперед, надо сказать, что наследник Огинского и Калиновской, родившийся аж в 1848 году, в зрелом возрасте утверждал, что его отцом все же является Александр II, а известно это ему со слов его матери. Но этот факт никому не выгодно было проверять (ведь Александр II в это время уже был женат), а лишние потомки великих императоров и претенденты на наследство или корону никому не нужны.

- Что будет с Россией, - с болью писала царица Александра Федоровна о своем сыне Александре в дневнике, - если человек, поставленный царствовать над ней, неспособен владеть собой, подчиняется собственным страстям и не может их контролировать?

Юная королева Виктория.
Юная королева Виктория.

После долгих раздумий императрица-мать, решив «спасти Россию», пересмотрела свое отношение к будущей невестке, и, считая, что брак сына с Марией Дармштадской самый приемлемый из всех последующих вариантов и увлечений сына-престолонаследника, сама бросилась в Дармштадт за невестой для Александра.

Этим решительным шагом царица Александра Федоровна произвела сенсацию, лично прикатив в Дармштадт за принцессой Марией-Софией. Завистники всех европейских дворов простить не могли Дармштадской принцессе такого счастья не по ее происхождению. Императрица огромного государства, «злая свекровь» сама прикатила в богом забытое герцогство за никому не приглянувшейся до того невестой сомнительного происхождения. Это ж невозможно пережить!

В сентябре 1840 года императрица привезла Марию-Софию в Россию, в Царское село. Мария удивлялась и поражалась абсолютно всему, погоде, природе, языку, богатству императорской семьи, нарядам и драгоценностям, свекровь подарила ей необыкновенное богатое платье. Затем состоялась помолвка, и при дворе дали множество балов по этому случаю. 5 декабря 1840 совершилось миропомазание и дармштадская принцесса в православии стала Марией Александровной. А 16 апреля 1841 года состоялось венчание цесаревича Александра и перекрещенной в православие княгини Марии Александровны.

Императрица Мария Александровна.
Императрица Мария Александровна.

Хотя впоследствии брак оказался несчастливым из-за влюбчивости русского царя и бесконечных болезней супруги, он все же почему-то считался гармоничным.

Мария Александровна в девичестве Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария Дармштадская (Гессенская), чувствовала себя очень одинокой и не понятой при русском царском дворе, не многие знали, что у нее развивалась неизлечимая болезнь сердца и легких.

А царственный супруг так поначалу ею увлеченный, в дальнейшем не особо восхищался ее прелестями, был увлечен политикой и делами государственными, а также другими женщинами, мало уделяя внимания жене.

-6

Кроме того суровый петербургский климат ей совсем не подходил, в царских покоях было слишком холодно, императрица Мария Александровна вечно простужалась. Глаза у нее из-за депрессии, болезней и одиночества всегда были на мокром месте, она плакала «дождями Дармштадта» чаще, чем улыбалась, но чтобы быстро привести себя в порядок после очередного тихого слезопролития, Мария открывала окно в покоях, вставала к нему вплотную и обмахивалась веером. В результате на лице у нее вскочил огромный фурункул, который долгое время не проходил, и как назло, от таких воздушных процедур, она подцепила сначала двустороннее воспаление легких, а затем ухитрилась заразиться туберкулезом. Зато Государыня Мария Александровна выполнила основное предназначение супруги царя – родила наследников для российского престола. После рождения шестого ребенка врачи запретили ей рожать, а всего родилось у нее 8 детей, двое из них умерли. Дочка – княжна Маша была единственной любимой дочерью. До Маши у царицы в 1842 родилась дочь Александра Александровна, но она скончалась в 1849. С тех пор в царской семье старались не называть девочек Александрой.

И все же супружество Александра Второго и Марии Александровны упорно именовалось гармоничным, и, одно время даже казалось, что ничто не сможет нарушить эту гармонию, но все изменилось после смерти их старшего сына Николая в 1865 году в Ницце. Мария Александровна медленно угасала от болезней и от горя и не могла снискать себе поддержки ни у мужа, ни у родственников или придворных.

Александр Гессен-Дармштадский, брат императрицы Марии Александровны.
Александр Гессен-Дармштадский, брат императрицы Марии Александровны.

Вслед за Марией Дармштадской в Россию переехал и ее младший брат Александр, который тоже, возможно, был рожден не от герцога Людовика Второго, а от его придворного. Но переезд родного брата не избавил Марию Александровну от тоски и одиночества, тем более, что брата вскоре выслали из России по настоянию Николая I из-за неравного брака с фрейлиной Гаук.

Фрейлина Юлия фон Гаук.
Фрейлина Юлия фон Гаук.

От Александра Дармштадтского и фрейлины Юлии Гауке (фрейлина прусской королевны Александры Федоровны, жены Николая I) пошел английский род Маунтбеттенов, а потомок этого рода - Филипп стал принцем Эдинбургским, мужем правящей с середы 20 века по начало 21 века королевы Великобритании Елизаветы II.

продолжнение здесь.

Алена Ли (С).