Президент России наделил губернаторов дополнительными полномочиями. Основная идея принятых изменений состоит в передаче решений по конкретным местным ситуациям на уровень регионов, а участие федерального бюджета в решении возникающих на местах проблем будет следовать за теми оперативными ориентирами, которые будут выбирать главы регионов.
На мой взгляд, здесь будет работать, по сути, тот же механизм взаимодействия центра и субъектов федерации, что и в рамках национальных проектов, только приоритетными сейчас становятся оперативные задачи, формируемые на местах. Связка межбюджетного взаимодействия уже налажена, но в обычном режиме она работала сверху вниз, а теперь этот вектор изменится на противоположный, что обеспечит бо́льшую тактическую оперативность в особых условиях «осадной» экономики, что особенно важно для страны, раскинувшейся на таких огромных территориях.
Что касается вновь зазвучавших прогнозов о предстоящем укрупнении регионов, то здесь речь стоит вести, скорее, о расширении межрегиональных экономических связей, о формировании межрегиональных экономических проектов, а не об административном слиянии регионов.
Признаки усиления экономического сотрудничества между субъектами федерации мы уже наблюдали в последние годы. Но в нынешней ситуации, когда приходится в срочном порядке искать альтернативы поставкам тех или иных материалов, комплектующих и оборудования из-за рубежа, практические шаги в этом направлении будут осуществляться значительно более быстрыми темпами.
Взаимодействие регионов, особенно соседних, обеспечит кумулятивный эффект для всех участников межрегионального партнерства. Например, мне кажется очень перспективной идея объединения поволжских городов – Нижний, Казань, Самара, Ульяновск и так далее, – связанных туристическими маршрутами. Сегодня в дополнение к этим связям должны наращиваться какие-то экономические коммуникации в рамках поволжского кластера промышленных регионов.
Как я понимаю, государство намерено активно поддерживать такие форматы экономической активности, создавая определенные стимулы для межрегионального взаимодействия. Оно заинтересовано в опережающих темпах создания межрегиональных проектов или хотя бы стартапов, а без поддержки российский бизнес налаживал бы такие горизонтальные связи слишком медленно.
Андрей Дахин, профессор НИУ РАНХиГС