Найти тему
Путешествия Бруно

Дом Графтио – инженера, построившего Волховскую ГЭС. Почему в музее все спрашивают: "А где автомобиль?"

Оглавление

«Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны» - эту цитату Ленина помнят многие. А вот имя инженера Генриха Графтио знают далеко не все. У него была одна привычка: на день рождения своей жены он преподносил…запуск очередной электростанции.

Где искать: Ленинградская область, г. Волхов, Октябрьская набережная, 27

Инженер Графтио

Генрих Осипович Графтио родился в семье инженера-железнодорожника в 1869 г. Получил два высших образования и как выпускник Института путей сообщения был отправлен на стажировку в Европу и США. До 1917 г. проектировал и строил железные дороги, а также ГЭС на реке Подкумок, ГЭС на реке Вуоксе и Малая Иматра. Инженер Графтио спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге. В 1912 г. разработал проект строительства ГЭС на реке Волхов, однако воплощение плана было отложено. После того, как к власти пришли большевики во главе с В.И. Лениным, Графтио становится главным человеком по воплощению ленинского плана ГОЭЛРО в жизнь. В 1921 г. по личному указанию Ленина возглавляет строительство Волховской ГЭС.
Волховская ГЭС после открытия в 1926 г. была самой мощной в Европе. Источник: volhov24.ru
Волховская ГЭС после открытия в 1926 г. была самой мощной в Европе. Источник: volhov24.ru

Город Волхов возник как поселок строителей Волховской ГЭС, которая была одной из первых по плану ГОЭЛРО. Это шедевр конструктивизма инженера Графтио и сейчас действующая ГЭС. Она доступна для посещения, но попасть на объект можно только с экскурсией. Про г. Волхов и историческое здание ж/д вокзала можно почитать здесь.

Волховская ГЭС - первая из работающих до сих пор гидроэлектростанций страны
Волховская ГЭС - первая из работающих до сих пор гидроэлектростанций страны

Дом с мезонином

На правом берегу реки Волхов находится дом Генриха Графтио, небольшой деревянный особняк, который он сам и спроектировал. Дом выполнен в необычном стиле со сложной формой крыши, множеством надстроек и резными водостоками. Двухэтажный особняк представлял собой квартиру из 7 комнат с гардеробной, застекленной галереей, открытой террасой и подвалом. В доме были установлены современные голландские печи, а в кабинете - камин из белого мрамора.

Дом  Генриха  Графтио
Дом Генриха Графтио

Дом окружал живописный сад, а из окон открывался прекрасный вид на строящуюся электростанцию. Мне показалось, что дом очень подходил этому человеку, потомку дворянского рода из Нидерландов, получивших русское подданство и служивших на благо России.

Листайте галерею, чтобы увидеть больше

Дом был построен в 1924 г. с расчетом на гостей, которые часто приезжали с проверками. Здесь неоднократно останавливались И.В. Сталин, М.И. Калинин, А.И. Микоян, С.М. Киров, Г.К. Орджоникидзе, Ф.Э. Дзержинский, В.В. Куйбышев и многие другие. Ленин был в Волховстрое последний раз в 1920 г., когда стройка только разворачивалась. Вождь скончался в 1924 г., так и не увидев первенца ГОЭЛРО. Знаменитая картина И. Бродского изображает художественный вымысел.

"В.И. Ленин на фоне Волховстроя" И. Бродский, 1926 г.  Источник: metronews.ru
"В.И. Ленин на фоне Волховстроя" И. Бродский, 1926 г. Источник: metronews.ru

Генрих Графтио со своей женой занимали 2 комнаты на втором этаже, а на первом находился рабочий кабинет инженера. С 1969 г. в доме Графтио разместился Музей истории г. Волхова.

Мы всегда путешествуем со своим четвероногим другом и такие локации, как музеи нам недоступны. Но вам я очень советую посетить музей, тем более, что цены совсем невысокие. Открыт для посетителей с 10.00 до 16.30, выходной понедельник. Входной билет с экскурсией для взрослых – 200 руб., без экскурсии – 100 руб.

Музей истории г. Волхова - дом Г.О. Графтио
Музей истории г. Волхова - дом Г.О. Графтио

Легендарный ГАЗ

Уникальным экспонатом музея является персональный автомобиль, подаренный академику советским правительством в 1946 г. Это ГАЗ М -11-73 - один из первых легковых автомобилей, выпускаемых в стране. Серийно М-11 выпускался с 1941 по 1946 гг., затем на смену пришел ГАЗ М-20 «Победа». Именно на этом автомобиле главный инженер Волховской ГЭС совершал многочисленные поездки по стране. Автомобиль был передан в дар Музею в 1972 г. старшим шофером базы «Ленэнерго», ветераном Дороги жизни М.А. Свободчиковым. Машина занимает целую комнату в музее и посетители, заходя в здание, всегда ищут глазами «А где автомобиль?»

Персональный автомобиль академика Графтио ГАЗ М-11  Источник: volhov24.ru
Персональный автомобиль академика Графтио ГАЗ М-11 Источник: volhov24.ru

Вместо цветов

Все свои инженерные творения Графтио посвящал любимой жене, Антонине Адамовне. Эта образованная и интеллигентная женщина, владела пятью языками и знала бухгалтерское дело. Она оказывала супругу серьезную помощь, была его личным секретарем и терпела все лишения кочевой жизни. В инженерных кругах Петербурга никто даже не удивлялся, когда все работы на очередной электростанции заканчивались именно к 22 декабря – дню рождения Антонины Адамовны.

Г. Графтио на Волховстрое (в центре в светлом плаще). Обратите внимание, какая дата на фотографии?!   Источник: volhov24.ru
Г. Графтио на Волховстрое (в центре в светлом плаще). Обратите внимание, какая дата на фотографии?! Источник: volhov24.ru

В Санкт-Петербурге есть улица, названная в честь академика Графтио. Было бы справедливо, чтобы Волховская ГЭС им. Ленина носила бы имя своего выдающегося инженера - Генриха Графтио.

А вы посещали город Волхов? Поделитесь своими впечатлениями, будем рады вашим комментариям.

Подпишитесь на наш канал, впереди еще много путешествий.