Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Страшно, но справедливо: Три умных и крутых сатирических хоррора

Оглавление

Хоррор и сатира подружились еще в 60-х. С тех пор метод высмеивания общественно-политических пороков через ужастики никуда не делся, в последние годы такой продукт популярен на фестивалях. Сегодня вспомним три относительно новых сатирических ужастика.

«Свежатинка» для людоедского капитализма

Ноа (Дэйзи Эдгар-Джонс) не может найти нормального парня, но вдруг встречает Стива (Себастиан Стэн, марвеловский Зимний Солдат). И вскоре соглашается поехать с ним на уикенд. Там оказывается, что она пленница, а бойфренд поставляет человечину для богатых заказчиков.

Кадр из к/ф «Свежатинка».
Кадр из к/ф «Свежатинка».
«Они хотят получить то, чего нет ни у кого другого. И тут в дело вступаю я и решаю их проблему».

Дебют Мими Кейв, бодро принятый на фестивалях, высмеивает традицию объективации женщин и тех, кто принимает несправедливые правила игры. Превращение в объект на этот раз буквальное. Кино издевается над элитами, что могут себе позволить людоедство, над посредниками, получающими от этого деньги, и над теми, кто согласен быть мясом.

Кадр из к/ф «Свежатинка».
Кадр из к/ф «Свежатинка».
«Хочется, чтобы не заканчивалось. Декадентский вкус. Мелиса... Я думала, что это какая-то Джой. Хоуп уже не осталось? Интересно, Мелисса когда-нибудь ужинала при свечах?»

Fresh – талантливая экранизация левой «повесточки». При этом кино вольно-невольно смеется над собой, создавая метаэффект. В этом смысле «Свежатинка» родственна триллеру «Девушка, подающая надежды».

В обоих фильмах феминизм сочетается с парадоксальностью художественного метода: борьба с exploitation-отношением к женщине в искусстве ведется на языке одного из самых эксплуатационных поджанров хоррора / триллера. Да еще тут обманчивый заступ за границу ромкома.

Кадр из к/ф «Свежатинка».
Кадр из к/ф «Свежатинка».

В Promising Young Woman мармеладный слой лежит в середине действия, а у Мими Кейв мимишность (как тут удержаться от каламбура?), ромкомной экспозиции еще до появления названия Fresh занимает первые 33 минуты!

«Тела, тела, тела»: Агата Кристи в TikTok-стиле

Влюбленная парочка Би (простушка из Восточной Европы), и Софи (американка из богатой семьи) приезжает на встречу с друзьями юности Софи, которые решили устроить вечеринку в день прихода урагана.

Кадр из к/ф «Тела, тела, тела».
Кадр из к/ф «Тела, тела, тела».

На вечеринке пять девушек и два мужика устраивают игру «Тела, тела, тела», участники которой колотят друг друга по кругу, а потом ползают по дому в поисках лежащего тела и определяют злоумышленника. В итоге найденное тело оказывается настоящим мертвяком, а вечеринка превращается в слэшер.

Галина Рейн (Нидерланды), автор фестивального «Инстинкта», дебютировала в США. Вышло задорно. Кроме хорошего режиссера в помощь рассказ модной писательницы Кристен Рупениан и студия A24 (продюсирование), подарившая нам «Ведьму», «X», «Род мужской» и другую красоту.

Кадр из к/ф «Тела, тела, тела».
Кадр из к/ф «Тела, тела, тела».

Хорош актерский состав, во главе которого Мария Бакалова, номинантка на «Оскар» за ремесленно классную, но этически постыдную, как я считаю, роль в ксенофобском «Борат-2». Правда, комедийные таланты ей приходится прятать. Также хороши Рэйчел Сеннотт (Shiva Baby), Амандла Стенберг (Тёмные отражения), Пит Дэвидсон (продюсер Motley Crue в фильме «Грязь») и другие.

Это мог быть просто молодежный ужастик с детективом в духе Агаты Кристи, но смачный сарказм в том, что во всем виноват не садовник, а TikTok. Герои говорят на сленге соцсетей и по словарю «новой этики», тут через слово: ПТСР, «эмоциональный абьюзер», «токсичность», «газлайтинг», «пограничка»...

Кадр из к/ф «Тела, тела, тела».
Кадр из к/ф «Тела, тела, тела».

Герои ссорятся насмерть из-за подкаста и болезненно переживают отключение от интернета (некоторые и не переживут). В итоге получается ироничная постановка о некоторой оторванности представителей Gen Z от реальной жизни: даже когда их физическим телам угрожает опасность уничтожения они больше беспокоятся о своих виртуальных статусах.

«Бруклин 45»: разговор с духом войны

Предновогодний декабрь 1945 года. Бывший военный спецагент Марта Шеридан (Энн Рэмси) с мужем Бобом, клерком из Пентагона, приезжает на встречу друзей-ветеранов в уютном американском домике.

Один из друзей майор Арчи (Джереми Холм) жалуется, что ему грозит суд за какие-то военные нарушения. Вроде бы, даже серьезные. Хозяин дома Клайв оплакивает жену Сюзен, страдавшую шпиономанией, и предлагает спиритический сеанс. Без всяких объяснений появляются духи, требующие расправы над немецкой шпионкой, что живет по соседству.

Фильм с яркой зернистой картинкой, с элегантными неторопливыми диалогами. И с такой же, под 40-е годы, мерой условности, как в коллекции «Монстры Universal». С такой же слегка театральной эксцентричностью и комичностью игры актеров. Правда, в данном случае скорее с трагикомичностью.

Кадр из к/ф «Бруклин 45».
Кадр из к/ф «Бруклин 45».

Мистического хоррора не так много, есть некоторое количество духов и жестких экзекуций, но большую часть жути нагоняют диалоги героев, оказавшихся не такими уж героями войны.

Тед Гейган снял ужастик «Мы ещё здесь» и вестерн «Мохоки», вяло принятые зрителем, но получившие рейтинги 95% и 84% на Rotten Tomatoes. На этот раз Геогеган делал сценарий при помощи отца, ветерана ВВС и историка. Фильм явно «антимилитари».

Для россиян такой подход непривычен, в США подобных работ про Вторую мировую тоже немного, самые известные были написаны в левацкие 60-е и сняты в 70-е: «Уловка-22» и «Бойня номер пять». Поэтому ревизионистский настрой Гейгана удивляет. С другой стороны, любопытно, что фильм не только критикует американских военных за избыточное и циничное применение силы, он еще и отмечает, что после побед 1945 года милитаристская паранойя завладела американским обществом на долгие годы. Дух войны был выпущен.

Кадр из к/ф «Бруклин 45».
Кадр из к/ф «Бруклин 45».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Подборка текстов про
черные комедии и комедийные хорроры.