Исследование токсичной маскулинности от Алекса Гарленда может показаться избыточным. Повесточка же голимая. Феминистский хоррор – явление настолько навязчивое (чуть не сказал «токсичное»), что начинает надоедать быстрее, чем зомби-фильмы, например. Однако этот фильм слишком художественно хорош, чтобы запросто от него отмахнуться, да и на смысловом уровне все не так просто.
Алекс Гарленд, режиссер «Аннигиляции» и Ex Machina, а также писатель («Пляж»), отличается повышенным вниманием к сильным женщинами и редким умением снимать классное кино в лесу. В этом фильме он оторвался на славу.
Потерявшая мужа Харпер (Джесси Бакли, «Фарго») приезжает в городок, где арендует особняк, чтобы отсидеться и собраться с мыслями. Хозяин дома Джеффри дотошный, плохо шутит и нарушает границы...
Харпер преследуют флешбеки про мужа, что, не желая развода, загнался и и умер. Гуляя по лесу, она находит тоннель со странным эхом и неприятные сараи-заброшки. На их фоне возникает подозрительный голый мужик... Потом еще какой-то неадекват возле кладбища в маске с женским лицом. Да еще лезет в душу викарий в церкви...
Предложение угостить даму в баре выглядит ультиматумом, коп смеется над словами о преследовании. Тут же звучат саркастические в отношении женщин отсылки к истории Агамемнона, который якобы был весь разнесчастный, невинно павший от рук Клитемнестры...
Куда не повернется Харпер, рядом какой-то неадекват. Харпер приехала из столицы, и за словом в карман не лезет – материт ультраконсервативных мужланов. Но дела идут все хуже...
Бунт против Дубового короля
Героиню преследует многоликое воплощение худших мужских качеств. Все токсично-маскулинные герои (кроме муженька) сыграны одним Рори Киннером. Все мужики одинаковые – эта мысль в травмированном создании героини бьется с чувством вины за то, что случилось с мужем (хотя реальной вины тут нет, если разобраться).
В мутациях антагониста можно увидеть и символ изменений состояний мужчины в браке. Ситуацию можно перевернуть и снять кино про токсичное поведение замужних женщин, но кому это надо? Такой вопрос не по повестке.
Все это звучит скучно, таким мог быть глумливый легкомысленный ужастик от студии Blumhouse. Но мы имеем дело с компанией A24, поэтому все сложнее, так как уходит к религиозным корням.
И дело не в библейских аллюзиях. Над ними, вроде надкушенного героиней яблока, который один из абьюзеров тут же называет запретным плодом, можно даже посмеяться. Режиссер копает глубже, обращаясь к средневековому европейскому фольклору, который во второй половине 20 века стал материалом для неоязыческой религии викки (Wicca), обожествляющей природу.
В фильме неспроста фигурирует лесной мужик, постепенно обрастающий дубовыми листьями, как и языческие изображения в церкви. Это фольклорный Зелёный Человек, родственный персонажу легенды «Зеленый рыцарь», что студия А24 экранизировала в 2020 году.
Зеленый Человек, как и властелин лета Дубовый Король, является ипостасью мужского верховного божества для адептов викки (при желании можно было выстроить неоязычество и вокруг славянского Лешего, который родственен Зеленому Человеку и портретно схож с ним). Но в Wicca есть еще и женское божество, и оно в последние годы активно претендует на лидерство.
Обращение к неоязычеству дает возможность удивлять зрителя, который привык к обыгрыванием в кино библейских тем, но не знает точно, как воспринимать языческую мистику.
Да и в левую повестку кино попадает идеально точно, так как Гарленд строит сюжет в духе идеологии феминистической ветки новой религии – Дианической вики, в рамках которой мужские боги не имеют силы и культ верховной богини в числе прочего символизирует освобождение от патриархальности. Также в рамках фем-версии данного культа практикуются ритуалы по реабилитации женщин, получивших гендерную травму в связи с абьюзом и т.п.
Этно-бодихоррор
Джампскейры в России часто ошибочное называют «скримерами». Но в данном случае первый хоррор-эффект похож на скример: нечто жуткое пробивается по скайпу. А потом идет психопатологический этно-ужастик с кусочками слэшера и в кульминации – с тоннами бодихоррора, который надвигается на героиню и зрителя как фарш из мясорубки.
Это кино, пожалуй, поставило рекорд в отвратительности мизандрического бодихоррора, по сравнению с которым обидная для мужиков сцена из ужастика Ромолы Гарай «Амулет» уже выглядит не такой уж жесткой.
Также фильм впечатляет картинками природы. Покрытые цветами опушки, скользящие по полям лучи солнца, облепленные мхом старые деревья. Отличная натура для появления Зелёного Человека. По-своему красив и бодихоррор, если сразу не стошнило. В комплексе с языческой историей все это завораживает и выглядит изысканно жутко.
Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!